Жилищно-коммунальное хозяйство является самой фондоемкой отраслью экономики страны. Доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема. При этом в сфере ЖКХ занято более 3 млн. человек, а на развитие городской инфраструктуры и строительство объектов жилого и нежилого фонда ежегодно расходуются десятки миллиардов рублей.

Одними из ключевых инвесторов являются государство и муниципальные образования, которые заинтересованы в повышении исполнительской дисциплины и контроля в сфере строительства.

Решение «TRIM-Мониторинг строительства» создано на основе возможностей EAM/MRO-системы TRIM и охватывает начало жизненного цикла объектов капитального строительства и все процессы от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию:

  • предпроектная проработка,
  • определение источников финансирования,
  • отвод и оформление земельного участка,
  • проектирование,
  • получение технических условий,
  • подготовка строительства,
  • подготовка земельного участка,
  • строительство (нулевой цикл, выше нуля, благоустройство, озеленение),
  • инспектирование строительства,
  • мониторинг объектов жилищного строительства,
  • закупка и поставка оборудования,
  • ведение договоров,
  • сдача объекта.

Решение предназначено следующим заказчикам:

  • органы государственной власти субъектов федерации, областью ответственности которых является эффективное использование бюджетного финансирования строительства,
  • бюджетные учреждения, работающие в сфере строительства и распределения финансов,
  • органы муниципальной власти.

Основными пользователями системы мониторинга являются следующие лица:

  • сотрудники администраций муниципальных образований (районов), курирующие строительство на местах, представители департамента (комитета) по строительству субъекта федерации в муниципальных образованиях (районах), сотрудники управлений (отделов) капитального строительства, отделов (секторов) планирования, договоров, смет, комплектации, документационного обеспечения, закупок, территорий, контроля и координации, технический отдел — вводят информацию в систему, а также получают информацию из системы по своей компетенции,
  • председатель (директор) комитета (департамента) строительства, его заместители, сотрудники отделов анализа, контроля и отчетности, начальники отделов, смежные комитеты (департаменты)  — получают информацию из системы.

Решением «TRIM-Мониторинг строительства» могут также воспользоваться организации — крупные, территориально распределенные компании, осуществляющие программы строительства и ввода новых производственных объектов,  технического перевооружения и реконструкции основных фондов.

Решаемые задачи

На основе решения «TRIM-Мониторинг строительства» создается информационная система мониторинга в масштабе субъекта Российской Федерации или муниципального образования, для решения следующих задач:

  • получение оперативной, полной и достоверной информации о текущем состоянии объектов строительства,
  • контроль получения и согласования разрешительной документации, 
  • анализ темпов ввода объектов и проведение технических и организационных мероприятий по их оптимизации, оперативное управление,
  • контроль финансирования и эффективности использования финансовых ресурсов по каждому объекту и группам объектов,
  • учет выделения жилья гражданам по различным федеральным, региональным и муниципальным социальным программам,
  • анализ нештатных ситуаций и планирование мероприятий по устранению последствий и их предупреждению.

При этом под объектами строительства понимаются:

  • объекты капитального строительства, возводимые с использованием средств бюджетов различных уровней,
  • объекты жилищного строительства, возводимые в регионе с использованием как бюджетных средств, так и средств частных инвесторов.

Состав решения

Решение «TRIM-Мониторинга строительства» поставляется в составе совокупности взаимосвязанных системных и прикладных модулей. Системные модули, в частности, позволяют объединить в единую информационную систему как центральные органы власти субъекта Федерации, так и удаленные территориальные органы власти субъекта и муниципальные образования. Системные модули, входящие в состав решения:

  • «TRIM-Администратор»,
  • «TRIM-Переводчик»,
  • «TRIM-Репликатор»,
  • «TRIM-Транспорт». 

Прикладные модули, входящие в состав решения:

  • «TRIM-Мониторинг строительства»,
  • «TRIM-Учет жилья»,
  • «TRIM-Бюджет»,
  • «TRIM-Документооборот»,
  • «TRIM-Каталог».

Системные и прикладные модули решения «TRIM-Мониторинг строительства» обеспечивают работу пользователей системы мониторинга и выполнение ими следующих функций:

  • Ведение справочников, необходимых для формирования и сопровождения базы данных объектов строительства (классификация, ввод, корректура, поиск, фильтрация, сортировка, удаление данных).
  • Создание и ведение реестра объектов строительства. Кодирование объектов строительства. Ввод и корректура паспорта объекта строительства.
  • Создание и ведение иерархической структуры (ввод, корректура, удаление) объекта строительства, на основе классификаций строительного комплекса.
  • Ведение документации объектов строительства технического, финансового и правового характера с обеспечением поддержки процедуры разработки, согласования и утверждения документа, управления доступом и редактированием: описания, схемы, чертежи, эскизы, приказы и распоряжения относительно правового статуса объекта; объявления и публикации в прессе; результаты конкурсов и торгов; пояснительные записки; периодические и апериодические фото-отчеты.
  • Учет договоров на ПИР, СМР и других.
  • Ведение справочника типовых этапов (работ), проводимых на данном объекте строительства, с вводом паспорта этапа (работы), длительности проведения, списка инструкций, шаблонов отчетов, задействованных ресурсов.
  • Формирование и просмотр формуляра объекта строительства с указанием проведенных этапов (работ) и их стоимости за выбранный интервал времени.
  • Ведение справочника расходных статей бюджета на объекты строительства.
  • Ввод и корректирование лимитов финансирования по статьям бюджета и объектам строительства.
  • Автоматизированное планирование работ по объектам строительства на заданный период (год, квартал, месяц) с формированием план-графика и журнала плановых работ.
  • Корректировка сроков и продолжительности плановых работ.
  • Ввод и корректура информации паспорта работы в части конкретного исполнителя работ, общей стоимости работ.
  • Просмотр, фильтрация по различным критериям, сортировка план-графика и журнала плановых работ.
  • Учет дефектов, аварийных и нештатных ситуаций на объектах строительства. Планирование и контроль мероприятий по их устранению. Ведение журнала неплановых работ по конкретному объекту строительства.
  • Формирование оперативного графика выполнения работ по подрядчикам.
  • Формирование отчетов о выполненной работе с учетом длительности, стоимости работ. Отнесение расходов по статьям бюджета.
  • Ведение текущей отчетной документации по этапам строительства.
  • Формирование, просмотр и печать утвержденных отчетных форм.
  • Контроль за своевременным выполнением работ на объекте строительства. Визуализация календарных планов и фактического выполнения мероприятий и работ по строительство объектов.
  • Формирование, просмотр и печать сводных отчетов о ходе исполнения бюджета с группировкой и фильтрацией.
  • Контроль и анализ достоверности информации, разработка элементов системы принятия решения.

Пример (фрагмент) реализации информационных потоков в системе мониторинга:

Информационные потоки в системе мониторинга строительства

Эффективность системы, построенной на базе решения «TRIM-Мониторинга строительства», основывается на реализации децентрализованных процедур сбора данных, автоматизации трудоемких операций и своевременности предоставления данных по требованию руководителей.

Внедрение системы мониторинга строительства дает следующие результаты на уровне правительства субъекта Российской Федерации (муниципального образования):

  • Возможность оперативного контроля выполнения планов капитального строительства, темпов освоения бюджетных средств в строительстве на основе регламентированного на уровне постановления Правительства субъекта Федерации порядка, формы, состава и сроков предоставления информации.

До внедрения системы информация поставляется, например, один раз в квартал с отставанием в актуальности до трех недель, и объем представленной информации не позволяет оценить динамику строительства в целом и по отдельным направлениям или муниципальным образованиям. До внедрения системы руководство ставилось перед фактом неосвоенных объемов в конце отчетного периода. С помощью системы можно выявлять текущие отставания на ранних этапах, устанавливать их причины, своевременно устранять эти причины за счет административных рычагов, направленных на ускорение этапов, тормозящих строительство, и снижать отставание.

  • Возможность автоматизированного анализа данных, накапливающихся в системе, оперативного получения из системы широчайшего спектра аналитических справок для руководства, например, к предстоящей поездке руководителя на места, или к заседанию правительства, в том числе сравнение муниципальных образований (районов) по заданным параметрам.
  • Повышение достоверности отчетных данных.

До внедрения системы отчетная информация до высшего руководства доходила через промежуточных руководителей, ответственных за результаты деятельности на местах, которые имели возможность скорректировать данные в своих интересах. Этому способствовало то, что сама эта информация представляла собой итоговую, обобщающую таблицу, в которой без труда можно было найти и скорректировать нужный показатель. После внедрения системы информация к высшему руководству попадает непосредственно от исполнителей, владеющих соответствующими данными. Информация в систему вводится сотрудниками на местах постепенно, по множеству показателей, от разных источников (десятки или даже сотни пользователей), с распределением по времени. Лицо, заинтересованное в искажении информации, не может контролировать весь поток показателей, не может определить, когда и на какой частный показатель нужно повлиять, чтобы нужным образом скорректировать сводную отчетность. Высшее руководство получает сводную отчетность непосредственно из системы, минуя промежуточных руководителей, заранее не предупреждая их о том, к какому моменту времени и в каком разрезе будет проведен анализ.