Если в организации наработана методологическая основа будущей информационной системы, то внедрение ИС состоит в адаптации прикладного программного обеспечения TRIM к тем процессам и процедурам, которые имеются, а также (при необходимости) включает в себя модернизацию или создание необходимой информационной инфраструктуры.

В таком случае, состав работ по внедрению ИС может быть таким, как показано ниже на схеме.

В реальных условиях возможно отклонение от указанной схемы по составу и последовательности работ. Например, аппаратная часть системы в готовом виде уже имеется у заказчика. Или, например, функциональность программного обеспечения TRIM не требует доработок. В этих и других случаях отсутствует соответствующая работа.

Технология внедрения TRIM 

Примерное содержание работ, как правило, является следующим.

  1. Подготовительный этап

Совместная работа заказчика и экспертов исполнителя по формированию четкого представления о целях внедрения информационной системы. Создание координационного совета проекта, рабочей группы из представителей заказчика и исполнителя, издание заказчиком соответствующих приказов и распоряжений, с определением ответственных лиц. Планирование мероприятий по диагностическому обследованию. 

  1. Диагностическое обследование

Проводится анализ документированной системы управления заказчика. Для этого заказчик предоставляет имеющиеся у него документированные процедуры, процессные модели, методики, измеряемые показатели эффективности, которые могут находиться в стандартах предприятия, инструкциях, положениях, регламентах и других документах. Кроме того, проводится опрос (интервью, анкетирование) ключевых специалистов заказчика, с целью установить степень отклонения реально действующей системы управления от документов. Производится описание системы управления по принципу «как есть».

Производится сбор данных о производственных активах заказчика — технологическое оборудование, объекты инфраструктуры, запасы запчастей и материалов. Для этого заказчик предоставляет (как правило, в сканированном виде) паспорта на оборудование, технические описания, руководства по эксплуатации, чертежи, спецификации на комплектующие и запасные части, ремонтные документы. Определяются группы и состав пользователей TRIM. Проводится ознакомительный семинар, на котором проект будущей системы представляется специалистам заказчика.

  1. Разработка проектной документации

В состав этой документации может входить техническое задание (ТЗ), а также спецификации — на создание базы данных и каталогов оборудования, на разработку форм отчетов, на внедрение ИС, на модернизацию аппаратных средств и информационной инфраструктуры, на конвертеры данных для интеграции с другими информационными системами. В документации создаваемая ИС описывается по принципу «как будет». Ориентиром при этом служит документированная система управления, процедуры, методики, действующие у заказчика. В описании «как будет» отражаются также меры по совершенствованию системы управления.

  1. Комплекс работ по реализации положений проектной документации

4.1. Исходя из объема предоставленных заказчиком данных об активах, и согласно спецификации создается база данных ИС. При этом используется система кодировки, отраженная в спецификации. Возможно наполнение базы данных через промежуточные шаблоны данных (таблицы в формате Excel), предоставляемые исполнителем. Специалисты заказчика заполняют эти шаблоны, возвращают их исполнителю, который конвертируют их в базу данных. Возможно также наполнение базы данных посредством конвертации данных из других систем заказчика.

4.2. Адаптация и доработка функций TRIM проводится в соответствии с ТЗ и спецификацией на внедрение ИС. Адаптация включает в себя настройку интерфейса на заданный язык и заданную предметную область языка, настройку логики функций, настройку формата визуальных отображений и т.д. Доработка функций включает в себя изменение логики функций, создание новых функций.

4.3. Подготовка аппаратной части ИС осуществляется в соответствии со спецификацией на модернизацию аппаратных средств и информационной инфраструктуры заказчика. Эта часть работ выполняется специалистами заказчика и за счет заказчика, и включает в себя закупку серверов, персональных компьютеров, системного программного обеспечения, системы управления базой данных (СУБД), телекоммуникационного оборудования  и т.д.

4.4. Поставка тренажера ИС и организация учебного класса у заказчика. Тренажер ИС представляет собой фрагмент создаваемой системы, и включает в себя фрагмент базы данных и программное обеспечение TRIM. В последствии база данных тренажера периодически обновляется данными из рабочей системы.

4.5. Разрабатываются инструкции пользователей. Разработка может вестись в разрезе групп пользователей, на выполняемые функции, в разрезе ролей пользователей. 

4.6. Производится многоступенчатое обучение. Прежде всего, исполнитель обучает администратора TRIM, который будет поддерживать работоспособность ИС. Также исполнитель обучает инструкторов тренажера и группу пользователей. В дальнейшем инструкторы тренажера самостоятельно обучают остальных пользователей, а также, в случае увольнения и приема работников, обучают новых пользователей. Такой подход позволяет реализовать непрерывный цикл обучения непосредственно у заказчика, с тем, чтобы возможная текучесть кадров не привела к остановке использования ИС.

4.7. Установка ИС в конфигурации пилотного проекта может предусматривать развертывание системы в управляющем офисе заказчика и в одном из производственных подразделений (цех, филиал). Таким образом, заказчику передается фрагмент будущей системы, и в процессе ее эксплуатации на реальных данных отрабатываются ее функции, проверяется правильность проектных решений. По итогам пилотного проекта производится доработка проектной документации. Таким образом, происходит циклическое приближение к эффективному использованию системы.

  1. Интеграция с внешними системами

Обмен данными между ИС и другими информационными системами заказчика реализуется с помощью конвертера. Использование конвертеров позволяет интегрировать TRIM в  корпоративную информационную среду заказчика. Подробнее об интеграции.

  1. Разработка форм представления данных

Данные ИС должны быть извлечены из системы и предоставлены пользователю в виде электронного документа, с возможностью вывода на печать. Какие данные понадобятся пользователю ИС, и в какой форме они должны быть представлены — это определяется в проектной документации. Требования формулируются в виде перечня форм документов, которые должны генерироваться системой по запросу пользователя и автоматически заполняться данными.

Эти формы называются формами отчетов, но это не значит, что в них всегда содержится некая отчетность. Например, они могут представлять собой формы ремонтных и эксплуатационных документов:

  • план-график ТОиР механического оборудования,
  • план-график поверки и ремонта КИП,
  • формуляр,
  • паспорт,
  • акт об отказе,
  • заявка на вывод в ремонт,
  • дефектная ведомость,
  • форма акта приемки из ремонта,
  • заявка на запчасти.

Они могут заполняться данными для анализа в виде таблиц, графиков, гистограмм. Например:

  • коэффициент готовности оборудования,
  • расчет показателя OEE,
  • наработка на отказ,
  • дефекты по единицам оборудования,
  • коэффициент технического использования оборудования,
  • и так далее.
  1. Масштабирование ИС

Этот этап работ отсутствует, если пилотный проект не был предусмотрен и система сразу внедрялась во всех подразделениях заказчика. При масштабировании системы учитываются результаты пилотного проекта, вносятся изменения в базу данных и в настройки TRIM. Разрабатываются инструкции пользователей с учетом специфики их задач. База данных ИС наполняется информацией об активах подразделений, подключаемых к системе. Формируется массив отчетных форм, которых не было в пилотном проекте.

  1. Опытная эксплуатация

На данном этапе производится отработка всех основных функций ИС в масштабе всей организации заказчика, анализ соответствия базы данных системы текущему состоянию предприятия, дополнение и корректировка базы данных, корректировка форм отчетов, инструкций пользователей. Осуществляется текущее консультирование пользователей ИС. Заканчивается этап вводом системы в промышленную эксплуатацию.

При решении задач опытной эксплуатации практикуется спиралевидная модель развития системы:

  1. Ставятся конкретные цели, например, по вводу информации к определенному сроку, получению на ее основе конкретных аналитических отчетов, использованию данных на других рабочих местах.
  2. Дорабатываются инструкции пользователей, разрабатывается форма отчета.
  3. После достижения непротиворечивого ввода и работы в течение определенного времени анализируется достижение целей, ставятся новые цели.

На каждом витке ставятся цели, для достижения которых требуется не больше 2-4 недель. Таким образом, пользователи постоянно видят быструю отдачу от системы.

  1. Промышленная эксплуатация

На этапе промышленной эксплуатации исполнитель обеспечивает выполнение своих гарантийных обязательств — устраняет возможные ошибки, поставляет новые версии TRIM и их обновления, консультирует пользователей. Срок гарантийных обязательств зависит от характеристик системы, и обычно не превышает 12 месяцев.