НПП СпецТек предлагает предприятиям программную и методическую платформу «TRIM-Технический менеджмент» для управления производственными активами, включая управление процессами их технического обслуживания и ремонта (ТОиР).

Объектом управления в информационной системе управления производственными активами являются процессы жизненного цикла актива в организации:

  • приобретение (или создание) актива;
  • эксплуатация, использование актива;
  • техническое обслуживание и ремонт (ТОиР);
  • реконструкция и модернизация актива;
  • прекращение использования, списание, утилизация актива.

В решении «TRIM-Технический менеджмент» объект управления представлен следующей совокупностью взаимосвязанных процессов системы управления активами:

  • ведение нормативно-справочной информации (НСИ) по активам;
  • ведение эксплуатационной и ремонтной документации;
  • формирование и ведение базы данных по активам;
  • управление персоналом, вовлеченным в управление активами;
  • оценка и прогнозирование технического состояния активов;
  • формирование и пересмотр программ обслуживания активов;
  • оперативная эксплуатация активов;
  • планирование работ по обслуживанию активов;
  • определение плановых потребностей в материально-технических ресурсах (МТР);
  • обеспечение потребностей в МТР;
  • обеспечение безопасных условий выполнения работ;
  • выполнение и учет плановых работ;
  • выполнение и учет внеплановых работ;
  • измерение и анализ показателей;
  • принятие инвестиционных решений в отношении активов.

Сами физические активы являются объектами учета в информационной системе управления. 

Решение «TRIM-Технический менеджмент» обеспечивает создание и поддержание единого информационного пространства в части управления указанными процессами с учетом разграничения полномочий должностных лиц и территориально-распределенной структуры предприятия.

Возможности решения «TRIM-Технический менеджмент»

При полном комплекте прикладных модулей, решение «TRIM-Технический менеджмент» обеспечивает следующую функциональность по процессам системы управления активами.

Ведение нормативно-справочной информации (НСИ) по активам

  • ведение справочников: трудовых ресурсов, групп и категорий МТР, классов, видов и типов оборудования, типовых работ, порядка поглощения типовых работ, критериев оценки технического состояния оборудования, технических и эксплуатационных состояний, категорий последствий отказов, критериев тяжести последствий, уровней рисков (критичности), видов и причин отказа, типов счетчиков наработки, типов нарядов на ТОиР и других;
  • ведение технологических карт на типовые работы, включая ремонтный цикл, состав работ, необходимый инструмент и оснастку, карты смазки и контроля технического состояния, необходимые ТМЦ и нормы их расхода, нормативы трудоемкости, условия безопасности при проведении работ, критерии принятия решений о списании;
  • ведение и/или интеграция (формирование обменного файла для взаимодействия с существующими системами) следующих справочников: поставщиков МТР, подрядчиков работ по ТОиР, номенклатуры МТР, товарных наименований, единиц учета МТР, учетных цен запасных частей и материалов, мест хранения на складах;
  • ведение справочника технологических схем, чертежей оборудования и запчастей, определение их взаимосвязей с единицами оборудования;
  • ведение справочников типовых ремонтных ведомостей.

Ведение эксплуатационной и ремонтной документации

  • ведение архива электронных документов с описаниями, инструкциями, шаблонами;
  • хранение всех документов в электронной форме в единой базе данных в виде простого и форматированного текста, в виде документов офисных и других приложений (рисунков, таблиц, баз данных);
  • полная авторизация документов, обеспечение доступа к документам;
  • ведение иерархической структуры папок и вложенных документов;
  • импорт документов из внешних файлов;
  • ведение шаблонов отчетов и других документов с заполняемыми полями;
  • управление папками документов пользователями с различным доступом;
  • анализ документа на адекватность;
  • электронное согласование, утверждение (выпуск), актуализация и переутверждение;
  • идентификация и контроль изменений, статус пересмотра версий — текущая, редактируемая, на согласовании и т.д.;
  • атрибуты документа — владелец, утверждающее лицо, список для согласования и ознакомления;
  • рассылка (обеспечение наличия в местах применения);
  • привязка редакции документа или документа к работам, оборудованию, системам, технологическим местам;
  • ведение перечней внешних документов;
  • изъятие и архивация.  

Формирование и ведение базы данных по активам

  • кодировка объектов учета, ведение и отображение состава оборудования в виде иерархической структуры или линейного списка с возможностью сортировки, фильтрации, поиска, с распределением по структуре предприятия и указанием выполняемых функций;
  • паспортизация оборудования, ведение паспортов и формуляров, с возможностью вывода на печать, в том числе паспортных данных, истории работ, стоимостей, использованных ТМЦ, параметров и оценок технического состояния, наработки, истории отказов;
  • работа с единицами оборудования в базе данных посредством их активных изображений на схемах;
  • управление реестром работ и регламентами выполнения работ;
  • регистрация, мониторинг и контроль эксплуатационных и технических параметров оборудования;
  • ведение журнала наработки, сбор данных о параметрах эксплуатационного и технического состояния по результатам осмотров, испытаний, технической диагностики, ведение журнала дефектов, в числе с использованием мобильных устройств ввода данных;
  • ведение журналов по монтажу, демонтажу, перемещению оборудования.

Управление персоналом, вовлеченным в управление активами

  • ведение штатного расписания и структуры подразделений (филиалов, дочерних структур);
  • формирование и ведение учетных карточек персонала;
  • получение и анализ данных о персональных документах, о квалификации;
  • назначение сотрудника на штатную единицу;
  • определение ролей исполнителей и лиц, принимающих решения, установление соответствия между ролью и сотрудником.

Оценка и прогнозирование технического состояния активов

  • проектирование моделей оценки технического состояния оборудования — определение показателей, характеристик, индексов состояния, связей между ними, алгоритмов их расчета;
  • формирование видов оборудования и их связей с параметрами, характеристиками, индексами состояния и моделями;
  • расчет показателей, характеристик, индексов состояния на основе данных диагностик, испытаний и осмотров, хранение и анализ истории их изменения;
  • оценка состояния по расчетным индексам, формирование перечня видов отказов для регистрации и списков работ для коррекции плана-графика;
  • расчет критичности, расчет интегрального показателя важности с учетом индекса состояния и тяжести последствий отказа;
  • формирование ранжированного списка оборудования по важности.

Формирование и пересмотр программ обслуживания активов

  • идентификация функций активов и их классификация, определение стандартов производительности для функций, описание условий эксплуатации оборудования;
  • определение функциональных отказов и видов каждого функционального отказа;
  • расчет или оценка среднего времени между отказами (MTBF), вероятности отказа;
  • оценка тяжести последствий видов отказов;
  • оценка риска для вида отказа в каждой категории последствий с учетом тяжести его последствий и частоты возникновения;
  • расчет затрат на предупреждение вида отказа (его последствий);
  • выбор эффективной политики управления отказом;
  • формирование типовых программ работ, включающих методы управления всеми видами отказов для типов оборудования;
  • учет бюджетных ограничений и условий эксплуатации, текущих значений индексов состояний и критичности, формирование долгосрочной программы работ из типовой программы. 

Планирование работ по обслуживанию активов 

  • создание типовых работ с указанием периодичности, сезонности, с описанием состава работ, привязкой необходимых для их выполнения запчастей и материалов, привлекаемых штатных единиц, квалификации исполнителей, привлекаемых внешних организаций, трудоемкости, используемых инструментов и оснастки, стоимости;
  • автоматизированное планирование ремонтов и обслуживания — как классические графики ППР по наработке, календарной периодичности, так и работы с учетом технического состояния, критичности оборудования, с формированием комплексного плана-графика, сочетающего все виды плановых ремонтов и обслуживания, и журнала плановых работ;
  • планирование обходов оборудования, распределение по исполнителям;
  • приоритизация (ранжирование) работ по уровню риска предупреждаемых ими отказов,  исключение работ с низким приоритетом, выходящих за рамки установленного бюджета;
  • формирование требуемых планов-графиков работ — по подразделениям, исполнителям, по заданному элементу оборудования или системе, на заданный период и т.д.;
  • формирование и ведение нескольких вариантов планов-графиков, сравнение вариантов между собой;
  • изменение сроков и продолжительности работ, индивидуальная настройка палитры отображения различных видов работ (плановых, внеплановых, аварийных, по устранению дефектов и т.д.);
  • формирование сложных работ, в том числе методом копирования из типовых;
  • планирование трудоемкости ремонтов и обслуживания оборудования;
  • предварительное формирование расходных статей и периодов бюджета ТОиР на основе планов-графиков работ;
  • настройки графиков и журналов, представление выходных форм.

Определение плановых потребностей в МТР

  • прогнозирование запасов МТР, управление минимальными неснижаемыми запасами, просмотр и отображение остатков;
  • настройка цепочек согласования и утверждения документов МТС, распределение ролей участников системы по работе с документами МТС;
  • определение плановой потребности в МТР из плана-графика ремонтов и обслуживания, формирование, согласование и утверждение плана закупок МТР исходя из запланированных работ;
  • формирование заявки на закупку МТР (объем, номенклатура), в том числе путем добавления МТР непосредственно со схем;
  • передача заявок в управления-кураторы;
  • формирование сводной заявки на закупку МТР (объем и номенклатура);
  • передача сводных заявок на МТР в управление материально-технического снабжения;
  • формирование сводных заявок на МТР в части ТОиР для плана закупки МТР;
  • формирование прайс-листа управления материально-технического снабжения с планируемыми ценами или импорт цен из бухгалтерской системы; формирование заявок на МТР в ценовом выражении;
  • обеспечение секвестирования заявок на МТР путем удаления запланированных работ с одновременным удалением потребных МТР (номенклатуры и объема).

См. подробнее возможности подсистемы МТС.

Обеспечение потребностей в МТР

  • настройка политик складского учёта, использование разных политик учёта для различных складов;
  • ведение иерархии складов, как в виде линейного справочника, так и в виде иерархического;
  • управление произвольной структурой помещений и мест хранения МТР;
  • ведение карточек учета товаров, адресное хранение МТР;
  • учёт тары и упаковки МТР, возможность контроля упаковки МТР при выполнении складских операций;
  • контроль распределения МТР по местам хранения с учётом габаритных размеров, тары и упаковки МТР;
  • формирование данных по остаткам склада;
  • формирование требования на получение, резервирование;
  • формирование прихода и расхода;
  • формирование документа о списании МТР на выполненную работу;
  • учёт МТР и расходных материалов, образовавшихся в результате выполнения работ, в том числе учёт МТР б/у и изготовленных в результате работы;
  • инвентаризация подчиненных складов;
  • интеграция с системой бухгалтерского учета.

Обеспечение безопасных условий выполнения работ

  • подготовка нарядов и распоряжений;
  • контроль необходимых допусков и документов исполнителей работ;
  • ведение базы данных об условиях безопасности;
  • ведение журнала учета работ по нарядам;
  • ведение журнала учета работ по распоряжениям;
  • учет нарушений и их причин, последствий;
  • ведение журнала расследований.

Выполнение и учет плановых работ на жизненном цикле актива

  • ведение журнала договоров, спецификаций к договорам, формирование смет, актов выполненных работ, счетов-фактур, платежных поручений, хранение информации о первичных бухгалтерских документах;
  • формирование и вывод на печать заданий на работы по исполнителям;
  • взаимосвязь нарядов-допусков со штатной структурой предприятия, определение ролей по управлению нарядами; 
  • ведение журнала вывода оборудования в ремонт;
  • ведение журнала отключений, контроль отключения при выполнении работ;
  • регистрация статуса работы и эксплуатационных параметров; контроль выполнения работ с цветовой индикацией выполненных, не выполненных, перенесенных работ; отображение выполнения работ подрядчиками;
  • отображение занятости персонала в выполнении работ, с расчетом заработка по каждому ремонту, с отображением коэффициентов на выполнение работ и учетных данных исполнителя;
  • ввод данных о выполненных работах, формирование журнала выполненных работ;
  • регистрация выполнения обходов оборудования;
  • расчет фактической стоимости выполненных работ с учетом всех затрат и накладных расходов, с распределением по статьям бюджета, контроль расхода бюджетных средств;
  • оформление, выписка, закрытие нарядов на выполнение работ с учетом задействованного персонала;
  • формирование отчетов по исполнению, использованию МТР, долям плановых и внеплановых ремонтов, затраченных ресурсах с аккумулированием по центрам затрат;
  • учет работ, выполненных внешними подрядчиками;
  • возможность частичного выполнения работы, частичное закрытие наряда, постепенный отчёт по работе;
  • контроль выполнения работ, в том числе на поднадзорном оборудовании, инспектируемом государственными органами.

Выполнение и учет внеплановых работ на жизненном цикле актива

  • регистрация и классификация дефектов и отказов, в том числе при выполнении обходов оборудования;
  • создание заявок на выполнение работ по устранению дефектов и отказов;
  • добавление в план-график и ведение работ по отказам и дефектам;
  • учет работ по устранению дефектов и отказов.

Измерение и анализ показателей, принятие решений

  • расчет и анализ показателей по степени выполнения плана ремонтов и обслуживания, остаткам и неликвидам МТР, занятости в ремонтах и т.д.;
  • расчет и анализ показателей, характеризующих трудоемкость, работоспособность  оборудования, эффективность планирования, затраты, эффективность использования оборудования и т.д.;
  • формирование и анализ отчетов о ходе исполнения бюджета по ТОиР с группировкой и фильтрацией по подразделениям, видам работ, типам оборудования и периоду;
  • анализ повреждаемости оборудования на основе собранной статистики видов, причин и последствий отказов и дефектов; выявление «больного» оборудования и самых критичных дефектов;
  • пересмотр и оптимизация текущей программы обслуживания по различным критериям, в том числе по критерию надежности, выполнения функций оборудованием, минимизации рисков и др.; обоснование перехода от календарных графиков ППР к иным стратегиям обслуживания;
  • выявление причин отказов, формирование предложений по улучшениям;
  • возможность выгрузки данных и отчетов в Excel, XML, CSV, DOC, PDF, RTF.

Каждый из субпроцессов имеет свою область распространения и уровни ответственности применительно к организационной структуре предприятия. Для эффективной организации данных процессов TRIM должен внедряться в следующих организационных структурах:

  • руководство предприятия;
  • управления-кураторы (например, служба главного механика);
  • основные производственные цеха;
  • вспомогательные и обеспечивающие цеха;
  • службы материально-технического снабжения и склады предприятия.