Три четверти совокупной стоимости жизненного цикла актива (TCO) приходится на этап эксплуатации. В этой связи задачи, решаемые на этапе эксплуатации, представляются ключевыми. 

Объем обязательств Производителя (Поставщика) зависит от формы отношений с Заказчиком. Известны две основных формы таких отношений:

  1. договор поставки,
  2. контракт жизненного цикла. 

Поддержка эксплуатации в рамках договора поставки

В рамках договора поставки Производитель (Поставщик)  берет на себя обязательства по гарантийному обслуживанию изделия в течение ограниченного срока, по окончании которого следует этап сервисных услуг. Эти обязательства могут быть переданы Сервисной организации.

Услуги оказывает выездной персонал (сервисные инженеры)  — ценный ресурс Сервисной организации. От его производительности зависит эффективность Сервисной организации в целом.

Комплекс решений «TRIM-Mobile» предоставляет Web-платформу для поддержки операций полевого персонала и способствует повышению его производительности. Соответствующие решения из состава TRIM-Mobile поддерживают обходы и осмотры оборудования, выполнение ремонтных работ исполнителями, выездную диагностику оборудования.

Основу TRIM-Mobile составляют прикладные модули:

  • TRIM-Мобильный клиент,
  • TRIM-Техобслуживание,
  • TRIM-Каталог,
  • TRIM-Персонал,
  • TRIM-Диспетчерский журнал.

Ключевыми элементами TRIM-Mobile является модуль «TRIM-Мобильный клиент» и база знаний по отказам, дефектам, их причинам, влиянию, и рекомендациям по их устранению. База знаний создается и поддерживается на центральном сервере системы средствами модулей «TRIM-Техобслуживание» и «TRIM-Каталог».

Модуль «TRIM-Мобильный клиент» устанавливается на мобильном устройстве, которое сервисный инженер берет с собой (карманный персональный компьютер, смартфон). На это же устройство с сервера выгружается также фрагмент базы данных по оборудованию, в той части, по которой предстоит выполнять сервис. Таким образом, сервисный инженер имеет на руках мобильное автоматизированное рабочее место (АРМ), с помощью которого он может собирать данные и передавать их на сервер, находясь непосредственно у оборудования Заказчика.

В частности, ему доступны функции:

  • заполнение чек-листов визуального осмотра оборудования,
  • ввод технологических параметров и эксплуатационных состояний,
  • ручной ввод значений параметров технического состояния,
  • автоматизированный импорт данных из встроенных систем контроля состояния,
  • регистрация дефектов/отказов с возможностью их фотофиксации,
  • фиксация факта выполнения работы,
  • ввод информации о фактических затратах на запасные части и материалы,
  • регистрация нового оборудования, установленного у Заказчика.

Также он получает возможности доступа к данным: 

  • просмотр и использование документации по оборудованию,
  • доступ к нормативно-справочной информации по оборудованию,
  • доступ к ранее зарегистрированным значениям параметров технического состояния,
  • доступ к диагностической базе знаний.

После выгрузки собранных данных на сервер, производится их автоматизированное сравнение с диагностической базой знаний, и автоматически формируется отчет по результатам осмотра и диагностики оборудования. В результате внедрения системы повышается полнота и достоверность собираемых данных, снижается вероятность ошибок и потерь данных, которые могли возникнуть при их сборе на промежуточный носитель и ручном их переносе в базу знаний. Время формирования отчета по диагностике уменьшается с нескольких дней до нескольких минут.

Поддержка эксплуатации в рамках контракта жизненного цикла

Контракт жизненного цикла (КЖЦ) предполагает, что сервисные услуги оказываются в течение всего жизненного цикла изделия, а их стоимость определяется не от объема оказанных услуг, а от достигнутого значения коэффициента готовности (Кг) или фактического пробега. Такая конструкция мотивирует Сервисную организацию повышать качество услуг, а Производителя — повышать надежность изделия, добиваясь установленного в контракте целевого значения Кг. За невыполнение установленного Кг устанавливаются санкции в виде штрафа или снижения стоимости услуг в следующем периоде.

Критически важным является то, что все стороны контракта должны доверять собираемым данным и рассчитанным на их основе показателям, включая Кг. Это предполагает систематизацию и упорядочение сбора, хранения и верификации необходимых данных, разработку соответствующих регламентов, а также включение всех сторон КЖЦ в состав информационной системы и распределение их прав, обязанностей и полномочий в системе. 

Такая система реализуется на основе решения «TRIM-Integrated logistic support» в составе модулей:

  • TRIM-Техобслуживание,
  • TRIM-Снабжение,
  • TRIM-Каталог,
  • TRIM-Склад,
  • TRIM-Бюджет,
  • TRIM-Персонал,
  • TRIM-Диспетчерский журнал,
  • TRIM-Документооборот,
  • TRIM-Мобильный клиент.

Техническим заданием на проект может быть предусмотрено дополнение модулями «TRIM-Оценка состояния» и «TRIM-Управление отказами».

Контрактом жизненного цикла должна быть предусмотрена обязанность Заказчика вносить в систему эксплуатационные данные (выполнять обходы, осмотры), регистрировать отказы и дефекты, фиксировать наработку, пробег и простои, вносить заявки на снабжение.

Задачи, решаемые в TRIM-ILS на данном этапе:

  • ведение каталогов изделий и нормативно-справочной информации,
  • ведение паспортов и формуляров,
  • ведение регламентов работ,
  • поддержка диагностики и дефектовки,
  • учет эксплуатационных состояний и наработки,
  • планирование работ по сервисному обслуживанию,
  • регистрация дефектов и отказов,
  • ведение и обработка заявок на внеплановые работы,
  • формирование и обработка рекламаций,
  • управление закупками запчастей и материалов,
  • складской учет запчастей и материалов,
  • контроль выполнения и учет плановых и внеплановых работ,
  • учет затрат на эксплуатацию и расчет стоимости жизненного цикла,
  • анализ эффективности эксплуатации,
  • поддержка решений о техническом перевооружении и списании,
  • экспорт данных в системы финансового и бухгалтерского учета.

На этапе эксплуатации решение TRIM-ILS поддерживает процедуру FRACAS (Failure Reporting, Analysis and Corrective Action System) на Web-платформе в части обработки рекламаций. Процедура включает в себя сбор и анализ данных о дефектах и отказах изделия в процессе эксплуатации, а также управление корректирующими действиями Производителя с целью предупреждения отказов в будущем (изменения конструкции изделия, технологии его производства, повышение квалификации персонала и т.д.).

Система реализуется на основе технологии распределенной базы данных. Сервер системы устанавливается у Производителя (Поставщика), а филиалы — у Заказчика, в региональном представительстве Поставщика, находящемся по месту эксплуатации, в Сервисной организации.

Связь между  узлами системы осуществляется через сервер таким образом, чтобы на сервере была полная информация о процессе эксплуатации, с доступом к ней через веб-сервер TRIM тех участников, у которых не установлена филиальная база данных.

Благодаря внедрению и использованию системы обеспечивается:

  • оперативный сбор данных о ремонтопригодности, готовности изделия;
  • сбор данных об отказах, причинах и отказавших узлах;
  • разработка корректирующих мероприятий с целью повышения надежности;
  • поддержка планирования ремонтов на основании наработки или технического состояния;
  • учет выполненных работ, объективный расчет затрат жизненного цикла;
  • автоматизация документооборота и сокращение транзакционных издержек;
  • повышение качества планирования;
  • прозрачность процессов снабжения и сервиса;
  • сокращение цикла поставки запчастей и материалов, автоматизация взаимодействия с Заказчиком;
  • обеспечение своевременности и адресности поставок;
  • исключение пропуска и просрочки исполнения заявок;
  • прозрачность складских запасов ТМЦ;
  • оценка качества сервисных услуг по расчетным показателям.