Пищевая промышленность является важнейшим социально значимым и стратегическим сектором экономики России. Она насчитывает 30 отраслей с более чем 60 подотраслями и видами производства, и объединяет более 50 тысяч предприятий с численностью работающих около 1,5 млн. человек. За счет налогов и акцизов, поступающих от предприятий отрасли, формируется около 10% доходной части бюджета России.

На настоящем этапе пищевая промышленность в России — один из лидеров по темпам промышленного развития. Движущей силой этого развития являются следующие факторы:

  • отрасль занимает лидирующие позиции по накалу внутрироссийской конкуренции; владельцы и руководители предприятий активно ищут способы снижения себестоимости продукции, резервы для повышения производительности;
  • за российский рынок пищевых продуктов развернулась ожесточенная борьба иностранных корпораций, стремящихся закрепиться на этом рынке; доля иностранного капитала в отрасли составляет 60%, и продолжает расти; иностранные инвесторы привносят в отрасль западные технологии управления и производства, обостряя проблемы выживания в конкурентной борьбе;
  • Россия не обеспечивает себя продуктами питания полностью, являясь одним из крупнейших импортеров; имеются многочисленные сектора для создания новых производственных мощностей.

Успех в этих условиях, так или иначе, зависит от эффективности, экономичности, готовности, надежности технологического оборудования пищевых производств. При этом проблематика управления промышленными активами в отрасли имеет следующие специфические черты:

  1. удельный вес полностью изношенных основных фондов один из самых низких в экономике (не более 9%); высокая доля нового оборудования, приобретенного на заемные средства; чрезвычайно актуальной является задача повышения фондоотдачи, в том числе в связи с необходимостью возврата займов;
  2. оборудование пищевых производств, как правило, очень дорогое; высокая фондоотдача возможна только в условиях максимальной загрузки мощностей, что сказывается на ресурсных характеристиках, и приводит к необходимости тщательного учета наработок, систематического мониторинга технических параметров, и использования этих данных при планировании работ по обслуживанию оборудования;
  3. большой удельный вес импортного технологического оборудования; зарубежные производители и поставщики предъявляют высокие требования по соблюдению регламентов эксплуатации и обслуживания, заказу и использованию фирменных запчастей и материалов, сбору и предоставлению информации о процессах эксплуатации, технического обслуживания и ремонта (ТОиР);
  4. большая доля поточных линий в структуре технологического оборудования; отказы и ремонты отдельных элементов линии сопряжены с остановкой всей линии и потерями в объемах производства; в этой связи особое значение приобретает деятельность по предупреждению отказов, регистрация, обработка и устранение дефектов, а сами ремонты требуют тщательного планирования для минимизации их длительности;
  5. пищевая продукция, как правило, не долго находится на прилавках магазинов; она в короткий срок сметается покупателями, а в каких-то случаях списывается в связи истечением срока годности; в этой связи важной задачей становится борьба с причинами простоев оборудования, повышение показателя OEE, с тем чтобы заполнение торговых площадей новой продукцией не прерывалось;
  6. как правило, количество персонала пищевых предприятий является небольшим; поэтому особое значение приобретают средства автоматизации, где бы они ни применялись — на уровне технологических процессов, или на уровне управления бизнес-процессами;
  7. возможность превзойти конкурентов в качестве продукции ограничена стандартизацией и жестким регулированием сырья и технологии производства, примерно одинаковыми техническими решениями и составом оборудования; в этой связи реальным резервом повышения конкурентоспособности становится снижение издержек, прежде всего в процессах эксплуатации и ТОиР.  

Таким образом, задача эффективного управления промышленными активами в пищевой промышленности чрезвычайно остра. Она требует для своего решения адекватных инструментов — современной методологии, информационных систем и средств автоматизации.

НПП «СпецТек» предлагает предприятиям пищевой промышленности свои решения для управления активами, включая управление процессами эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования:

  • «TRIM-Технический менеджмент»,
  • «TRIM-Менеджмент простоев».

В настоящее время НПП «СпецТек» располагает не только этими базовыми решениями, но и отраслевыми наработками, доведенным до уровня типовых, которые охватывают все задачи управления активами пищевого предприятия. 

Отраслевое решение: возможности и выгоды

Отраслевое решение для предприятий пищевой промышленности имеет все базовые возможности TRIM для управления активами. Решение также учитывает специфику задач, стоящих перед предприятиями отрасли, благодаря чему, с использованием TRIM, предприятие получает возможность решать актуальные задачи сфере управления, в том числе:

паспортизация оборудования

  • в TRIM имеются развитые возможности по описанию конфигурации эксплуатируемого оборудования, с представлением в виде дерева объектов по цехам, технологическим линиям, технологическим местам, службам и т.д.; к единице учета присоединяются её схемы, чертежи, документы, запчасти, ресурсы, формуляры, паспорта, работы ТОиР и другие данные; учетная запись единицы оборудования используется как единая точка доступа ко всем этим данным;
  • хранимые в TRIM электронные чертежи объектов с привязкой к схемам коммуникаций предприятия позволяют осуществлять навигацию и поиск, идентифицировать объекты в разветвленной инфраструктуре, получать доступ к истории эксплуатации, состоянию объекта, планируемым по нему работам и ресурсам непосредственно со схемы;
  • накопление истории замен, модернизации, реконструкции, перемещений, выведений в резерв и ремонты, вводов в эксплуатацию позволяет иметь в TRIM объективную картину трансформации производственных фондов в каждый момент времени, определять техническое и эксплуатационное состояние каждой единицы оборудования;
  • централизованное формирование в TRIM нормативно-справочной информации по объектам учета и оперативная передача их в подразделения обеспечивает единство нормативной базы в масштабе всего предприятия, в том числе пищевого холдинга с территориально распределенной структурой.

мониторинг эффективности использования оборудования

  • с помощью TRIM осуществляется регистрация и накопление истории эксплуатационных состояний оборудования, с учетом длительности этих состояний (остановка/работа); интеграция TRIM с системой АСУ ТП позволяет вводить эти данные автоматически; они также могут быть введены оператором производственной линии через  модуль «TRIM-Диспетчерский журнал»;
  • при регистрации эксплуатационного состояния указывается также причина наступления данного состояния оборудования (поломка, отсутствие подачи сырья, порча упаковки и т.д.); в TRIM имеются специальные справочники причин, из записей которых можно выбрать соответствующую — это позволяет избежать хаоса при указании причин простоев оборудования, который неизбежно наступил бы при произвольном описании этих причин операторами;
  • в TRIM также ведутся и используются справочники классификации видов потерь (потери из-за простоев, из-за снижения скорости работы, из-за производства брака), классификации видов, причин и последствий отказов, приведших к простоям оборудования;  справочники параметров количества и качества произведенной продукции, нормы выработки;
  • благодаря информационной связи модуля «TRIM-Диспетчерский журнал» с модулем «TRIM-Техобслуживание», ремонтный персонал получает информацию о зарегистрированном состоянии оборудования, и конкретизирует его причины — например, регистрирует конкретный отказ, и его причины; далее на этой основе в TRIM планируется работа по устранению отказа, вносится отчет о выполнении работы, в том числе фактические сведения о  трудозатратах, заменах запчастей, стоимости и длительности работ и т.д.
  • на основе собираемой информации в TRIM осуществляется расчет показателей OEE, с представлением в виде отчетов, позволяющих просматривать информацию, как в программном интерфейсе, так и в распечатанном виде; рассчитанные показатели позволяют судить — работает ли оборудование столько, сколько оно могло бы работать, где кроются потери режимного фонда времени, в чем причины этих потерь, каковы связанные с этими потерями издержки (затраты на ремонты, расход сырья на брак); углубленный анализ причин потерь (простоев) позволяет выработать мероприятия, направленные на их устранение (уменьшение).

планирование и выполнение работ по ТОиР

  • автоматизация планирования ТОиР дает возможность своевременно перепланировать работы при изменении текущих задач и приоритетов, добиваться сокращения сроков ремонта за счет повышения качества планирования и снижения издержек, обусловленных сбоями в снабжении ремонтной программы;
  • автоматизация планирования ТОиР также позволяет осуществлять согласованное планирование по оборудованию разных служб (механическая, энергетическая, транспортная, здания и сооружения) и способствует снижению числа продлений ремонтов из-за несогласованности планов указанных служб;
  • отображение в TRIM статуса выполняемых работ дает возможность контролировать исполнение графиков работ, отслеживать производительность операций во время остановки производственной линии, выявлять несоответствия плановой и фактической продолжительности работ и их причины,
  • электронный журнал учета дефектов позволяет своевременно планировать работы по их устранению, а также выявлять оборудование, дающее наибольший поток дефектов,  и планировать мероприятия по снижению интенсивности дефектов в зависимости от причин повреждаемости (заводской брак, неблагоприятные условия эксплуатации и т.д.);
  • информационная связь между проведенными ремонтами и повторными работами на тех же объектах позволяет выявлять некачественные работы или запчасти, принимать решения в отношении ответственных исполнителей работ или поставщиков ТМЦ, и, в конечном счете, добиваться снижения внеплановых  ремонтов;
  • учет в TRIM наработки и технического состояния оборудования позволяет выбирать оптимальную стратегию ТОиР, реализовать перехода с календарного ТОиР к планированию по наработке и к планированию с учетом состояния.

управление затратами на ТОиР

  • средства TRIM позволяют формировать планы затрат на ТОиР в автоматизированном режиме на основе планов-графиков работ, в том числе формировать планы закупок материально-технических ресурсов (МТР) под предстоящие работы, вести автоматический бюджетный контроль затрат; отнесение затрат на конкретный объект ТОиР дает возможность выявлять центры возникновения затрат и анализировать их причины;
  • функции TRIM по планированию и учету затрат на ТОиР позволяют корректно прогнозировать и оценивать ремонтную составляющую себестоимости продукции;
  • хранение истории работ позволяет проводить анализ причин несоответствий трудоемкости работ плановым значениям, обоснованно влиять на нормативы выполнения ТОиР;
  • информационная связь со складскими данными позволяет усилить контроль расхождений в складском и ремонтном учете, анализировать плановые и фактические данные о расходовании ТМЦ, обосновывать нормы расхода запчастей и материалов;
  • повышение прозрачности складского хозяйства позволяет снизить избыток запчастей на складах и высвободить оборотные средства;
  • повышение качества планирования ТОиР в информационной системе позволяет формировать надежный план закупок запчастей и отказаться от закупок с избыточным страховым запасом;
  • наличие в TRIM информационной связи между планами ТОиР и закупок ТМЦ позволяет корректировать план закупок при секвестировании плана ТОиР, не допуская необоснованных работами закупок запчастей и материалов;
  • отслеживание и анализ истории взаимодействия с поставщиками ТМЦ  позволяет учитывать при выборе поставщика факты срывов и задержек поставок, изменений условий оплаты, возвратов.