Транспортная система как совокупность авиационных, судоходных, железнодорожных, автомобильных и других путей сообщения, связывается в единое целое терминалами и портами. Здесь осуществляются наиболее сложные операции по перевалке грузов, здесь сходятся разнородные, порой противоречивые интересы участников перевозок, и особенно сильна конкуренция.

Порты стремятся максимально использовать свои преимущества — начиная с естественно-географических особенностей (длина пути к открытому морю, глубины у причалов, ледовая и штормовая обстановка, удаленность от других логистических центров), и заканчивая созданными условиями хранения грузов и структурой портовых сборов. Судооборот, вагонооборот, грузооборот - эти показатели влияют на привлекательность порта и его услуг для грузовладельцев и перевозчиков.

Грузопотоки характеризуются высокой динамикой, поэтому задача порта в конкурентной борьбе — вовремя отреагировать на их возникновение и изменение, привлечь их и без перебоев обработать. Для этого порт должен не просто поддерживать высокую пропускную способность, но обеспечивать ее постоянное повышение в связи с непрерывным увеличением грузоподъемности судов фрахтователями и перевозчиками, которые, таким образом, стремятся минимизировать свои издержки. В порту должен соблюдаться баланс грузоподъемности судов и пропускной способности причалов, определяемой производительностью подъемно-транспортного оборудования (ПТО). Порты, в которых этот баланс нарушается, утрачивают свои грузопотоки.

Повышение производительности ПТО обычно связывают с мобильностью кранов, с оснащением портов специализированными перегрузочными комплексами, с использованием современных средств внутрипортовой механизации. В то же время, для достижения высокой производительности необходимо обеспечить надлежащее техническое состояние оборудования. И здесь возникает ряд факторов, усложняющих решение этой задачи:

  • весьма значительная часть портальных кранов в портах СНГ эксплуатируются за пределами нормативного срока службы, возможность их замены ограничивается высокой стоимостью; как объекты технической эксплуатации они требуют повышенного внимания; 
  • климатические условия — ПТО порта функционирует на открытом воздухе, в условиях высокой влажности и ветра;
  • запыленность в местах перегрузки навалочных и насыпных грузов приводит к ускоренному износу узлов и механизмов;
  • агрессивная среда в местах перегрузки химических грузов приводит к ускоренной коррозии;
  • значительное время переходных режимов техники при выполнении грузовых операций (до 75% у портальных кранов) создает перегрузки и вибрации, способствующие износу;
  • высокая концентрация перегрузочной техники в порту дополнительно ужесточает требования к ее состоянию как фактору предотвращения аварийности.

В следствие указанных причин возрастает нагрузка на службу эксплуатации и ремонта, ее роль в достижении макроэкономических показателей порта становится ключевой, увеличивается объем работ по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР), объем привлекаемых для ТОиР ресурсов. По статистике более четверти персонала порта занято именно ТОиР. В этой связи управление ТОиР является важнейшей сферой деятельности руководства и специалистов порта. 

При этом управление эксплуатацией и ТОиР в порту имеет имеет ряд особенностей:

  • подразделения порта — терминалы, базы внутрипортовой механизации, склады удалены друг от друга на значительные расстояния, что затрудняет управление процессами ТОиР, в которых они участвуют;
  • большое количество эксплуатируемых машин, большое разнообразие их типов, большое число производителей однотипных машин, одновременно используемых в различных подразделениях предприятия - все это усложняет снабжение ремонтной деятельности;
  • режим работы порта — 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, а для незамерзающих портов 365 дней в году, — должен учитываться при планировании и проведении ТОиР, снабжении запчастями и материалами; в целом это существенно усложняет задачу организации ТОиР;
  • затраты на ТОиР и на закупку товарно-материальных ценностей (ТМЦ) имеют тенденцию к росту, в связи с чем требуется их тщательный учет и решение нетривиальных задач оптимизации;
  • производители портового оборудования оснащают свою продукцию встроенными информационными системами регистрации — с их помощью ведется учет наработки, осуществляется диагностика, накапливается информация о режимах работы, количестве и причинах отказов, о выполненных работах по ТОиР; однако в этой информации нет системности, она разрозненна и необозрима, на ее основе невозможно принять управленческое решение;
  • информация о результатах ТОиР, об израсходованных и оставшихся ТМЦ, о стоимости работ, находится непосредственно в ремонтно-эксплуатационных подразделениях, ее сбор на бумажных носителях или в таблицах Excel не позволяет получить в разумные сроки пригодную для анализа базу данных;
  • из-за высокого износа оборудования значительная часть ремонтных работ выполняется по отказу (до 70%), а закупки ТМЦ проводятся без планирования снабжения на основе плана работ.

Для эффективного менеджмента в таких условиях руководству и специалистам порта необходима информационная система управления физическими активами. То есть нужен инструмент, который делал бы реально выполнимым сбор и анализ информации, обеспечивал оперативность и достоверность данных, предоставлял поддержку менеджмента при принятии решений, позволял оценивать эффективность этих решений и на основе их оценки вырабатывать корректирующие (предупреждающие) воздействия на бизнес-процессы.

НПП «СпецТек» предлагает стивидорным компаниям, эксплуатирующим ПТО портов, свое решение «TRIM-Технический менеджмент» в качестве основы информационной системы управления активами. В настоящее время НПП «СпецТек» располагает не только этим базовым решением, но и отраслевым решением, доведенным  до уровня типового решения для порта. Решение  отработано на практике, отвечает потребностям технического менеджмента, и имеет все востребованные портами функции.

Отраслевое решение: возможности и выгоды

Отраслевое решение для портов имеет все базовые возможности TRIM для управления активами, а также учитывает отраслевую специфику технического менеджмента в морском и речном порту. Багодаря этому, стивидорная компания получает следующие важные эффекты в области управления активами:

планово-предупредительный ремонт (ППР)

  • автоматизация придает системе ППР необходимую гибкость в условиях усложнения и нестабильности грузопотоков; в системе TRIM планы ТОиР могут оперативно перестраиваться, в организацию работ могут вноситься коррективы — работы могу быть отложены, может быть проведен анализ наличных ресурсов для работ и их начало ускорено и т.д.; в результате расширяются возможности для маневрирования имеющимся оборудованием в целях бесперебойной обработки грузов;
  • автоматизация создает условия для адекватного управления ППР при колебаниях навигационного периода, суточной и сезонной неравномерности использования оборудования; пиковые периоды грузовой и ремонтной деятельности могут отслеживаться и разноситься во времени;
  • менеджмент порта получает TRIM как удобный инструмент автоматического планирования и перепланирования работ в системе ППР.

повышение коэффициента технического использования

  • автоматизация планирования ТОиР дает возможность оптимизировать планы работ и добиваться сокращения сроков ремонта, увеличения ремонтного цикла, снижение числа продлений ремонтов из-за несогласованности работы ремонтных служб и служб снабжения;
  • ведение в TRIM электронных журналов учета работ и дефектов позволяет повысить ответственность исполнителей работ, усилить контроль качества ТОиР, сократить количество повторных ремонтов в период навигации;
  • учет наработки и технического состояния ПТО встроенными системами регистрации и диагностики создает основу для организации ТОиР по наработке и состоянию, и, соответственно, увеличения межремонтных периодов за счет выбора оптимального вида ТОиР; интеграция этих систем с TRIM позволяет на практике реализовать эти виды планирования ТОиР в масштабе всего порта.

ведение портового технического надзора

  • TRIM позволяет повысить качество планирования освидетельствований, навигационных и оперативных осмотров машин, повысить прозрачность полномочий и ответственности специалистов порта по надзору, наладить эффективный контроль со стороны руководства за выполнением запланированных мероприятий;
  • в информационной системе обеспечивается: своевременная оценка качества работ по ТОиР и технического состояния оборудования, усиление контроля соблюдения правил технической эксплуатации, повышение безопасности труда и снижение аварийности, повышение качества подготовки к освидетельствованию Ростехнадзором РФ.

анализ со стороны руководства

  • TRIM дает возможность накапливать в единой информационной системе первичные данные о результатах эксплуатации и определять на их основе интегрированные показатели эффективности, проводить бенчмаркинг;
  • возможность оптимизации структуры парка машин — за счет сравнения однотипного оборудования от различных поставщиков по показателям эффективности его использования и эксплуатационным затратам;
  • возможность анализа качества ТОиР — за счет сравнения машин одной и той же модели, используемых в одинаковых режимах в различных подразделениях (районах) порта по надежности и затратам на эксплуатацию;
  • минимизация эксплуатационных расходов — за счет сравнения и выявления наиболее передовых подразделений по этому показателю, выявления наиболее затратных составляющих;
  • максимизация фондоотдачи — за счет прогнозирования затрат и доходов эксплуатации и определения оптимального момента для обновления устаревающего оборудования.