Поставка TRIM может осуществляться как традиционным способом (передача дистрибутивов, материальных носителей с программным обеспечением), так и на основе модели продаж Software as a Service (SaaS).

В случае традиционной поставки Заказчик по лицензионному договору приобретает право использования TRIM, а также право владеть и распоряжаться экземпляром программного обеспечения TRIM в пределах, установленных договором. Если Поставщик TRIM и Заказчик взаимодействуют по модели SaaS (Software as a Service — программное обеспечение как услуга), то Заказчик по лицензионному договору приобретает только право использования TRIM. При этом, в зависимости от модели взаимодействия, изменяется также порядок оплаты лицензии, размер оплаты, перераспределяются права и обязанности сторон.

Традиционный способ поставки

Поставщик передает Заказчику экземпляр программного обеспечения TRIM (инсталлятор) и сопутствующую документацию, необходимую для администрирования TRIM силами Заказчика (административное руководство) и для работы пользователей (руководства пользователей). На компьютерах пользователей и на серверах Заказчика производится инсталляция программного обеспечения TRIM, а также базы данных вместе с СУБД. Как правило, работа по развертыванию базы данных и инсталляции TRIM, а также пуско-наладочные работы на территории Заказчика выполняется Поставщиком TRIM. Перед этим Поставщик проводит обследование аппаратно-программной инфраструктуры Заказчика на предмет ее соответствия требованиям TRIM, разрабатывает и согласовывает с Заказчиком спецификацию, в которой определяет, при необходимости, меры по модернизации ИТ-инфраструктуры. Заказчик за свой счет приобретает серверы и рабочие станции пользователей, системное программное обеспечение, модернизирует коммуникационные каналы и т.д.

Поставщик проводит обучение администратора TRIM из числа работников Заказчика. Обеспечение работоспособности программно-аппаратного комплекса, включающего TRIM, его администрирование является областью ответственности Заказчика. Заказчик за свой счет содержит свою ИТ-инфраструктуру и соответствующих ИТ-специалистов.

Реализация мер по обеспечению информационной безопасности, сохранности и резервному копированию данных является областью ответственности ИТ-специалистов Заказчика.

Заказчик оплачивает право использования TRIM (лицензия), как правило, разовым платежом в размере 100% стоимости. При определенных условиях возможна рассрочка платежа. Поддержка пользователей осуществляется Поставщиком за отдельную плату на основании сервисного договора, либо выделенными работниками Заказчика (инструкторами), обученными Поставщиком. Обновление версий TRIM в пределах гарантийного срока осуществляется бесплатно, а за его пределами — за отдельную плату на основании сервисного договора.

Поставка по модели SaaS

Поставщик предоставляет Заказчику удаленный доступ к программному обеспечению TRIM через сеть Интернет. Для этого Поставщик устанавливает программное обеспечение TRIM и базу данных вместе с СУБД на своих аппаратных ресурсах — точнее, на серверах отказоустойчивого центра обработки данных (ЦОД), с которым у Поставщика заключен договор о предоставлении услуг ЦОД.

Возможности ЦОД обеспечивают оптимальные условия эксплуатации для надежного функционирования серверного оборудования, на котором установлен TRIM:

  • вентиляция, кондиционирование, поддержание оптимального режима температуры и влажности в серверном помещении;
  • бесперебойное электропитание, с многократным резервированием, в том числе с резервными автономными источниками питания;
  • широкие каналы подключения оборудования к Интернет, с резервированием каналов;
  • круглосуточный надзор технических специалистов за работой ключевых систем ЦОД;
  • меры безопасности, в том числе — программно-аппаратные средства защиты информации от несанкционированного доступа, а также физическая защита, круглосуточная охрана, с использованием систем предотвращения несанкционированного доступа в здание ЦОД и серверные помещения.

Заказчику передаются логины и пароли пользователей для удаленного подключения к ресурсам ЦОД, на которых установлен TRIM, а также документация, необходимая для работы пользователей (руководства пользователей).

Поскольку функции TRIM выполняются на серверах ЦОД, Заказчику нет необходимости приобретать серверы и системное программное обеспечение, создавать и поддерживать собственную информационную инфраструктуру для использования TRIM. Нет также необходимости в установке TRIM на компьютерах пользователей Заказчика, так как интерфейс TRIM генерируется на сервере ЦОД и предоставляется пользователям посредством сети Интернет. В этой связи системные требования к компьютерам пользователей снижаются, соответственно снижается и их стоимость.

Так как TRIM и база данных установлены на сервере ЦОД, то на стороне Заказчика отпадает необходимость в администрировании TRIM и баз данных. Обеспечение работоспособности программно-аппаратного комплекса TRIM, администрирование TRIM и базы данных является областью ответственности Поставщика. Обновление версий TRIM осуществляется Поставщиком на сервере ЦОД, без привлечения ресурсов Заказчика. Обучение и поддержка пользователей также осуществляется Поставщиком, дистанционно, с помощью технических средств связи.

Таким образом, работники Заказчика не вовлекаются в процессы администрирования, технической поддержки и обновления версий TRIM. Как следствие, снижается нагрузка на ИТ-службу Заказчика, либо вообще отпадает необходимость Заказчику иметь собственную ИТ-службу и нести соответствующие затраты на содержание этой службы.

Для использования TRIM Заказчику необходимо иметь только компьютеры для пользователей и выход в Интернет. Таким образом, использование TRIM фактически выглядит как в чистом виде удовлетворение потребности Заказчика в обработке и хранении данных, или как потребление Заказчиком услуги в виде доступа к функциям обработки и хранения данных. Этим объясняется название «Software as a Service» — программное обеспечение как услуга.

Заказчик и Поставщик договариваются об уровне сервиса (SLA) или уровне обслуживания. В частности, соглашением предусматривается:

  • количество пользователей Заказчика, которые могут пользоваться сервисом, в том числе пользователей, имеющих доступ одновременно,
  • территория, на которой пользователи Заказчика могут пользоваться сервисом,
  • срок, на который предоставляется доступ к программному обеспечению,
  • гарантированное время доступности программного обеспечения, например, 7 дней в неделю, 24 часа в сутки (7/24),
  • гарантированное время доступности консультантов Поставщика, например, 7 дней в неделю, 16 часов в день, интервал 8:00-24:00 (с указанием часового пояса),
  • максимально допустимое время ожидания ответа на запрос, отправленный консультанту,
  • интервалы профилактических работ на сервере, когда сервис будет недоступен,
  • максимальное время на устранение ошибок, обнаруженных при использовании сервиса, и внесение изменений в настройки программного обеспечения,
  • допустимое суммарное время отсутствия доступа к сервису за определенный календарный период,
  • максимально допустимая длительность однократного отсутствия доступа к сервису,
  • гарантии при обновлении версий программного обеспечения,
  • гарантии резервного копирования и сохранности данных Заказчика на сервере ЦОД,
  • границы ответственности Поставщика и Заказчика в части информационной безопасности и конфиденциальности данных Заказчика,
  • требования к каналам связи и оборудованию Заказчика,
  • санкции к Поставщику за несоблюдение гарантированного уровня услуг,
  • ограничения размера и оснований ответственности Поставщика,
  • границы интеллектуальных прав Поставщика и Заказчика, гарантии Поставщика о передаче Заказчику накопленных данных после прекращения договора, гарантии Заказчика о соблюдении исключительных прав Поставщика на программное обеспечение.

Как правило, договор о предоставления доступа к TRIM по модели SaaS заключается на несколько лет. Заказчик производит оплату периодически, например, каждый месяц (аналог абонентской платы). Размер платежа складывается из нескольких составляющих: лицензионная составляющая за предоставление права использования TRIM, плата за техническую поддержку пользователей и администрирование системы, отчисление ЦОДу за использование серверных мощностей и каналов связи, лицензионные отчисление за использование системного программного обеспечения сторонних производителей.

Величина однократного платежа при SaaS небольшая в сравнении с поставкой традиционным способом. Это позволяет Заказчику избежать единовременных крупных инвестиций в закупку программного обеспечения, и равномерно распределить их на длительном интервале времени. В зависимости от срока использования TRIM по модели SaaS и от суммы накопленных платежей за весь период использования, может быть предусмотрено, что по окончании действия договора Заказчику безвозмездно предоставляется бессрочная лицензия на дальнейшее использование TRIM.