Насколько эффективно вы используете свое оборудование? Работает ли оборудование столько, сколько оно могло бы работать? Где кроются потери, снижающие эффективность оборудования? В чем причины потерь? Как бороться с этими потерями?

Решение «TRIM-Менеджмент простоев» поможет владельцу и руководителю предприятия найти ответ на эти и другие вопросы, связанные с потерями рабочего времени оборудования. Это позволит выявить резервы для увеличения объема производства интенсивным путем — то есть не за счет ввода новых мощностей, а за счет более эффективного использования имеющихся, а также даст ключ к снижению себестоимости продукции.

Методическая основа решения

В решении «TRIM-Менеджмент простоев» реализована методика сбора, расчета, анализа и текущего мониторинга численных показателей общей эффективности оборудования, известных в мировой практике как OEE — Overall Equipment Effectiveness.

Показатели OEE являются важным инструментом стратегии всеобщего обслуживания оборудования Total Productive Maintenance (TPM) и бережливого производства (Lean). Система показателей OEE основана на представлении о шести основных причинах снижения эффективности оборудования, или шести причинах потерь, или Six Big Losses: 

  1. потери из-за простоев оборудования:
    • поломка (отказ),
    • настройка (переналадка),
  2. потеря производительности:
    • мелкие остановки,
    • снижение скорости работы оборудования,
  3. потери качества:
    • брак при запуске оборудования,
    • брак при производстве.

Интервал времени, в течение которого оборудование работало с пониженной скоростью, в целях расчета потерь можно представить как совокупность двух интервалов — в течение одного работа велась с номинальной скоростью, а в течение второго оборудования простаивало. Очевидно также, что те периоды времени, когда производился брак, также эквивалентны непроизводительному простою оборудования. Таким образом, задача управления указанными выше причинами потерь численно сводится к менеджменту простоев, а реальная картина использования режимного фонда времени работы оборудования выглядит так, как показано на рисунке:

Эффективный фонд времени работы оборудования, причины простоев 

Реальное время производства оказывается намного ниже режимного фонда времени работы, и ниже, чем плановый эффективный фонд времени работы оборудования, так как каждый вид потерь уменьшает его на соответствующую величину. Причем наряду с неизбежными и плановыми потерями, такими как нерабочее время (выходные и праздничные дни) или плановые остановки на переналадку или загрузку сырья, имеются и неплановые потери — из-за отказов оборудования, отсутствия сырья, нехватки персонала, сбоев в энергоснабжении и т.д.

Система показателей OEE отражает в численном виде как общую величину потерь, так и отдельных составляющих, то есть предполагает декомпозицию с поиском коренных причин потерь. Идею OEE можно сформулировать так: рассчитайте показатели OEE, проанализируйте их и установите у каких потерь наибольший вклад, и далее сконцентрируйте на них свое внимание, не отвлекаясь на второстепенные потери! Выявите причины этих потерь и примите меры по их устранению! Справившись с главными проблемами, снова оцените показатели OEE, установите преобладающие потери, но уже на новом уровне общих потерь!

Таким образом, в идее OEE заложен алгоритм мониторинга и непрерывного улучшения. В общем виде показатели OEE рассчитываются по формуле:

OEE= A*P*Q,  где

А — Готовность (Availability), P — Производительность (Performance), Q — Качество (Quality),

A = (Фактически отработанное время) / (Плановое время выпуска продукции),

P = (Количество произведенной продукции / Время работы) / (Норма производства в час),

Q = (Количество качественной продукции) / (Количество произведенной продукции).

Назначение и состав решения

Решение «TRIM-Менеджмент простоев» служит для создания на предприятии корпоративной информационной системы мониторинга показателей OEE и реализации стратегии всеобщего обслуживания оборудования TPM. С этой целью в типовую поставку решения «TRIM-Менеджмент простоев» включены соответствующие системные и прикладные модули программного комплекса TRIM, реализующие необходимые функции.

Системные модули, входящие в состав решения:

  • «TRIM-Администратор».

Прикладные модули, входящие в состав решения:

  • «TRIM-Техобслуживание»,
  • «TRIM-Диспетчерский журнал»,
  • «TRIM-Каталог».

Кроме того, в поставку решения входят:

  • набор типовых показателей OEE, которые могу быть адаптированы под потребности заказчика,
  • соответствующие показателям формы аналитических отчетов,
  • руководства пользователя по установке и работе в системе мониторинга OEE.

Решение «TRIM-Менеджмент простоев» поставляется на три и более пользователей — это позволяет оптимально распределить обязанности по вводу, оценке и анализу данных среди специалистов компании, использующих решение:

  1. руководитель,
  2. оператор производственной линии,
  3. сервисный инженер (ремонтник).

Возможности решения «TRIM-Менеджмент простоев»

Решение «TRIM-Менеджмент простоев» позволяет:

  1. зарегистрировать и описать в базе данных производственные линии, для которых будет проводиться подсчет и мониторинг текущих значений OEE,
  2. вести справочник причин простоев и используемых скоростей производственных машин,
  3. вводить данные о произведенной, годной и забракованной продукции,
  4. учитывать интервалы простоев с указанием их причин,
  5. наглядно представлять показатели OEE:
    • отчет OEE за производственную смену,
    • отчет OEE за произвольный период,
    • отчет OEE за год по месяцам,
    • круговые диаграммы распределения времени работы,
    • диаграммы Парето причин простоев.

Интеграция с системой ТОиР. Всеобщее обслуживание оборудования — TPM

Решение «TRIM-Менеджмент простоев» может быть поставлено и внедрено как  самостоятельный программный продукт. Но оптимальным мы считаем подход, при котором система мониторинга OEE создается как надстройка к информационной системе управления техническим обслуживанием и ремонтами (ИСУ ТОиР).

То есть на предприятии должна строиться единая система, включающая в себя ИСУ ТОиР и подсистему мониторинга OEE. Интеграция практик управления в такой системе позволит реализовать на предприятии концепцию всеобщего ухода за оборудованием (Total Productive Maintenance — TPM), обеспечить оптимальное соотношение производительности оборудования и расходов на поддержание его в исправном состоянии.

Указанные две подсистемы могут внедряться одновременно или поэтапно. Первым этапом такого проекта может быть создание ИСУ ТОиР, что создаст хорошую основу для будущей системы мониторинга OEE в части паспортизации оборудования, отработки регламентов регистрации дефектов и отказов, ведения отчетности по ремонтным и сервисным работам. Вторым этапом может быть внедрение информационной системы мониторинга OEE.

Данные из ИСУ ТОиР — о проведенных ремонтах, статистика отказов и повреждений (дефектов) оборудования и узлов, — это ценная информация, которая должна использоваться в системе мониторинга OEE для выявления причин потерь.

Система мониторинга OEE основана на оперативной регистрации изменений эксплуатационного состояния оборудования, производящего продукцию.

Использование системы осуществляется в соответствии с регламентом, выполнение которого гарантирует, что нужные данные будут собраны, и что показатели будут рассчитаны в соответствии с заложенным в систему алгоритмом.

Модули TRIM в системе мониторинга играют следующие роли:

  • «TRIM-Диспетчерский журнал» — ввод данных для расчета показателей OEE; регистрация времени изменения эксплуатационного состояния оборудования, производящего продукцию; ввод данных о произведенной продукции;
  • «TRIM-Техобслуживание» — ведение справочников классификации эксплуатационных состояний и классификации видов потерь, классификации видов, причин и последствий отказов, приведших к простоям оборудования; история отказов и повреждений оборудования и его узлов;
  • «TRIM-Каталог» — ведение справочников групп параметров оборудования, заполняемых при изменении эксплуатационного состояния оборудования, включая параметры количества и качества произведенной продукции, нормы выработки, классификацию причин, приведших к простоям оборудования.

Показатели OEE

Производственный персонал фиксирует в системе все остановы оборудования за смену, указывая их причины из справочника состояний — поломка, отсутствие подачи сырья, порча упаковки и т.д.

Ремонтный персонал работает в системе ТОиР, интегрированной с системой мониторинга OEE. В системе ТОиР он регистрирует отказы и повреждения,  конкретизирует их виды и причины, планирует работы по их устранению, вносит отчеты о выполнении этих работ, в том числе фактические сведения о  трудозатратах, заменах запчастей, стоимости и длительности работ и т.д.

Расчет показателей OEE производится автоматически в TRIM. Данные для оценки и анализа представляются в виде отчетов, позволяющих просматривать информацию, как в программном интерфейсе, так и в распечатанном виде. Руководитель среднего звена получает эти данные за смену — о показателях потерь рабочего времени, распределении по скорости производства, оценивает показатели OEE, анализирует причины потерь, планирует мероприятия по улучшению процессов эксплуатации и обслуживания оборудования, контролирует выполнение запланированных мероприятий.

Высшее руководство получает оперативные данные о показателях OEE за любой период, оценивает показатели OEE, анализирует причины потерь по диаграммам Парето, наглядно демонстрирующих основные причины потерь рабочего времени в соотношении 20% причин дают 80% потерь.