Когда к информационным системам предъявляется множество различных (иногда противоречивых) требований, выбор программного обеспечения и исполнителя проекта создаваемой ИС является нетривиальной задачей.

Решая эту задачу, необходимо принимать во внимание следующие критерии выбора:

  • Стоимость владения системой. Здесь учитывается цена лицензии на программное обеспечение, стоимость работ и услуг исполнителя по проекту первоначального внедрения системы, а также стоимость поддержки и последующей модернизации системы.
  • Срок окупаемости системы. Для его определения необходимо на момент начала проекта иметь объективные данные об эффективности (производительность, простои, складские запасы  и т.д.).
  • Функциональная полнота программного продукта. Должно быть определено соответствие ПО предъявляемым требованиям к функциональности, а также возможность его доработки за разумную цену.
  • Гибкость настройки ПО. Программный продукт должен обеспечивать возможность внесения изменений в логику работы системы в разумных пределах и в разумные сроки.
  • Надежность. Должны удовлетворять требованиям время восстановления после сбоев, продолжительность и частота простоев, ремонтопригодность (средства диагностики, самотестирования).
  • Масштабируемость. Способность удовлетворительно работать при увеличении числа подразделений (удаленных филиалов), подключенных к системе, объема накапливаемой информации в базе данных.
  • Открытость. Наличие средств экспорта данных во внешние системы и импорта из внешних систем.
  • Производительность. Способность сохранять удовлетворительное время отклика при увеличении количества записей в базе данных, увеличении количества зарегистрированных пользователей и количества одновременно работающих пользователей, способность обеспечить требуемое число транзакций в минуту.
  • Защита от несанкционированного доступа. Возможность ограничивать права доступа пользователей к функциям и данным, защита данных при хранении, передаче, доступе.

Исполнитель проекта внедрения ИС может оцениваться по таким критериям:

  • Опыт внедрения. В активе исполнителя должны быть проекты, сравнимые по масштабу и сложности с предполагаемым проектом внедрения ИС. Истории успеха иных исполнителей, включая тех, кто внедрял тот же программный продукт, не являются подтверждением опыта.
  • Результативность проектов. В активе исполнителя должны быть заказчики, которые активно используют внедренную им систему. Должна быть возможность убедиться в этом, совершив визит к этим заказчикам.
  • Постоянные заказчики. Наиболее объективным подтверждением высокого качества работ, услуг и программного обеспечения является их повторное приобретение заказчиками (закупка дополнительных лицензий на программное обеспечение, заключение договоров на выполнение новых проектов, на оказание дополнительных услуг).
  • Сертифицированная система менеджмента качества. Область действия системы менеджмента качества должна охватывать виды деятельности по предстоящему проекту. В этом случае сертификат свидетельствует о том, что система менеджмента исполнителя обеспечивает надлежащее выполнение проекта.
  • Наличие службы поддержки. Система должна поддерживаться на долговременной основе: исправление ошибок, дополнение функциональности, обучение администраторов системы заказчика, разработка конвертеров к внешним системам.
  • Возможность пилотного проекта. Такая возможность в большой степени обезопасит заказчика от значительных потерь времени на реализацию полного проекта в случае неудачного выбора программного продукта или исполнителя.