Задачи, которые решаются корпоративной информационной системой (ИС), без привязки к предметной области управления, состоят в следующем:

  • создание единого информационного пространства для всех пользователей системы, где бы они ни находились, реализация территориально распределенной системы управления,
  • разделение прав доступа к данным в соответствии с полномочиями пользователей,
  • обеспечение одновременного доступа множества пользователей к одним и тем же данным: 
    • благодаря этому не происходит размножения экземпляров записей данных, как в случае с «бумажной» организацией управления; поддержка актуальности данных становится проще,
  • однократность ввода данных, возможность их многократного извлечения:
    • тем самым исключается появление дублирующих, часто противоречащих друг другу данных, как это зачастую бывает в отсутствие информационной системы,
  • унификация форматов сбора и хранения данных:
    • это позволяет иметь данные, пригодные для автоматизированной обработки по определенному алгоритму,
  • сокращение времени задержки получения данных в местах их использования,
  • сокращение времени анализа информации:
    • информация концентрируется в единой базе данных, достаточно применить стандартные запросы к базе, чтобы получить аналитическую выборку,
  • реализация многомерного анализа данных,
  • автоматизация рутинных операций, расчетов, сокращение трудозатрат исполнителей на выполнение тех или иных функций:
    • зачастую это позволяет сделать наиболее трудоемкие операции реально выполнимыми (например, перепланирование, или корректировка цен в масштабе реальной динамики их изменения),
  • отделение данных и методик управления от конкретного сотрудника предприятия, повышение устойчивости системы управления при кадровых изменениях,
  • интеграция существующих информационных систем в единое пространство, автоматический импорт/экспорт данных между информационными системами.

Казалось бы, для решения перечисленных задач необходимы только информационные технологии.

Однако, эти задачи не решаются сами по себе. Их решение всегда носит прикладной характер, и в этом проявляется специфика каждой ИС. Поэтому для внедрения ИС, в общем случае, будет недостаточно только приобрести, установить и настроить программное обеспечение.

Невозможно внедрить информационную систему управления, не имея методологической основы, и не определив сначала:

  • цели управления,
  • объект управления,
  • инструменты управления,
  • необходимую информацию,
  • критерии принятия решений.

К примеру, инструментами управления активами, согласно п. 2.5.1 ГОСТ Р 55.0.01–2014/ИСО 55000:2014, являются процессы. А информация и информационная система являются средствами поддержки (п. 2.5.3.5 ГОСТ Р 55.0.01, раздел 7 ГОСТ Р 55.0.02).

При этом поддержка реализуется в трех измерениях:

  • поддержка актива (жизненного цикла актива),
  • поддержка управления активами,
  • поддержка самой системы управления активами.

Поддержка жизненного цикла осуществляется в том смысле, что любой этап жизненного цикла актива сопровождается появлением определенных данных об активе, в том числе о начале и окончании этапа жизненного цикла, характеристиках актива, его состоянии и т.д. В связи с этим в информационной системе управления активами решаются задачи, связанные со сбором, верификацией и объединением данных об активах.

Управление активами, то есть принятие решений, должно основываться на  информации. Для этого данные об активах в информационной системе должны быть преобразованы в информацию об активах - в виде интегрированных показателей, таблиц, графиков и т.д. Формирование, обработка и документирование этой информации является критической функцией системы управления активами.

Сама система управления активами также нуждается в поддержке. Этой цели служит информация о принятых решениях, эффективности этих решений, основаниях пересмотра решений. На этой основе разрабатываются меры по улучшению системы управления активами.