Для капиталоемкого предприятия любой отрасли важнейшей задачей является управление производственными активами. Однако в такой отрасли как судоходство эта задача является наиболее актуальной.

Статистика показывает, что уровень рентабельности в судоходстве не высок. В речных перевозках она составляет 8 — 10%, в морских — 14 — 20% (исключая танкерные перевозки). Это обусловлено целым рядом причин, имеющих зачастую глобальный и непредсказуемый характер. Так, компании отрасли сталкиваются со следующими факторами, снижающими доходность и повышающими издержки:

  • жесточайшая конкуренция, особенно в морских перевозках, где в борьбе за грузовую базу может участвовать практически любая судоходная компания мира; допуск судов под иностранным флагом на внутренние водные пути России еще более обострит конкуренцию;
  • конъюнктурные колебания фрахтовых ставок, из-за которых может возникать избыток тоннажа судов и значительные убытки из-за их простоев;
  • снижение мировых фрахтовых ставок (на десятки процентов) с увеличением возраста судна;
  • сезонное и внесезонное снижение глубин в Единой глубоководной системе России, что в речных перевозках приводит к необходимости недогружать суда на 25-30%, к простоям при шлюзовании;
  • рост затрат на техническое обслуживание и ремонт судов с увеличением их возраста — для старых судов (20 лет и более) они увеличиваются в два раза по сравнению с судами возрастом до 10 лет;
  • в речном судоходстве — необходимость затрат не только на содержание и эксплуатацию подвижного состава, но и на содержание самих внутренних водных путей с огромной системой гидротехнических сооружений; эти затраты вводятся в себестоимость в виде сборов, снижая их конкурентоспособность;
  • неоптимальная грузоподъемность судов в морских перевозках — с прекращением существования СССР потоки грузов перераспределились, плечо перевозок увеличилось, потребовались суда с большей грузоподъемностью, однако построить их в одночасье в нужном количестве невозможно.

Перечисленные факторы создают довольно жесткие условия для ведения бизнеса, в совокупности с эксплуатационными затратами они ставят судоходство в ряд самых рискованных индустрий. Поэтому для судоходной компании, действующей на фоне этих факторов, жизненно важно контролировать, снижать и оптимизировать эксплуатационные издержки.

В структуре последних издержки, связанные с техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР), составляют 20–30%, занимая второе место после затрат на топливо. В этой связи управлению физическими активами в судоходстве всегда уделялось, и уделяется большое значение.

При этом управление активами в судоходстве имеет ряд особенностей:

  1. Международные конвенции устанавливают жесткие требования к техническому состоянию судов и процессу эксплуатации, при несоответствии которым использование судна может быть в административном порядке ограничено или запрещено. Судно с несоответствиями может быть задержано в порту, а его владелец вынужден будет нести бремя непроизводительного простоя, дополнительных портовых сборов за простой и штрафов. Накопившие некоторое количество задержаний суда могут вообще не допускаться в порты.
  2. Физические активы судоходных компаний изношены. Доля возрастных судов (старше 15 лет) во многих российских судоходных компаниях велика — поэтому увеличивается объем работ, которые необходимо провести для освидетельствования судна классификационными обществами — Российским речным регистром или Российским морским регистром судоходства.
  3. Затраты на ТОиР и на закупку товарно-материальных ценностей (ТМЦ) для ТОиР очень велики, растут с возрастом судов и требуют оптимизации.
  4. Специализация флота, отличие судов по параметрам и степени износа приводят к большому разнообразию работ, проводимых при ТОиР (десятки тысяч операций), что усложняет планирование.
  5. Коммерческая деятельность ведется на большой территории, филиалы, ремонтно-эксплуатационные базы (РЭБ), базы технического обслуживания флота (БТОФ), склады значительно удалены друг от друга.
  6. Количество поставщиков запчастей и материалов для ТОиР может достигать тысяч, а поставляемая номенклатура товаров — десятков тысяч, что усложняет снабжение ремонтной деятельности.
  7. Разобщенность информации о результатах ТОиР, об израсходованных и оставшихся ТМЦ, о стоимости работ, затрудняет анализ и принятие решений.
  8. Имеются трудности в аккумулировании затрат на ТОиР конкретного судна, и, соответственно, трудности в определении эффективности его эксплуатации.

Для эффективного менеджмента в указанных условиях руководству и специалистам судоходной компании необходима информационная система управления техническим обслуживанием и ремонтом судов (ИСУ ТОиР), а с учетом смежных с ТОиР процессов — единая система управления физическими активами. То есть нужен инструмент, который на всех этапах жизненного цикла активов делал бы реально выполнимыми сбор и анализ информации, обеспечивал оперативность и достоверность данных, предоставлял поддержку менеджмента при принятии решений, позволял оценивать эффективность этих решений и на основе их оценки вырабатывать корректирующие (предупреждающие) воздействия на бизнес-процессы.

НПП «СпецТек» предлагает судоходным компаниям свое решение «TRIM-Технический менеджмент» в качестве программной платформы единой системы управления активами. В настоящее время НПП «СпецТек» располагает не только этим базовым решением, но и отраслевым решением, доведенным  до уровня типового решения для судоходной компании. Решение  отработано на практике, отвечает потребностям технического менеджмента судоходных компаний, имеет сертификат одобрения Российского морского регистра судоходства.

Отраслевое решение: возможности и выгоды

Отраслевое решение для судоходных компаний имеет все базовые возможности TRIM для управления активами, а также учитывает отраслевую специфику технического менеджмента судов. Багодаря этому, судоходная компания получает эффект в следующих важных областях своей деятельности:

прохождение проверок и освидетельствований судов

  • автоматизация планирования повышает его качество: все необходимые к определенной проверке работы будут запланированы, все требуемые для них ресурсы — предусмотрены;
  • совместная работа в информационной системе обеспечивает согласованное планирование работ, в том числе по одним и тем же механизмам судна; 
  • сокращаются сроки подготовки к многочисленным инспекциям и проверкам, проводимым десятками ведомств, высвобождается время, так необходимое экипажу для оперативной работы и непосредственной эксплуатации судна;
  • оперативный доступ к информации о состоянии работ и об их исполнителях повышает ответственность членов экипажа и сотрудников ремонтной базы, участвующих в работах, повышает качество работ; в результате снижается количество и длительность задержаний судов в портах из-за несоответствий требованиям в отношении безопасности и предотвращения загрязнения.

составление ремонтных ведомостей судов

  • судовая ремонтная ведомость (РВ) является весьма трудоемким документом технического менеджмента; в TRIM рабочие ремонтные ведомости составляются путем копирования и редактирования предварительно созданных типовых РВ, что значительно облегчает работу персонала; однажды созданная типовая ведомость доступна всем пользователям в соответствии с их полномочиями в системе и всем подразделениям (филиалам) компании;
  • типовые РВ позволяют формализовать процесс создания рабочих РВ, который на практике является нетривиальной задачей; благодаря справочнику типовых РВ персонал обеспечивается единообразной и консолидированной информацией: полный перечень и описания работ, требуемые ресурсы, затраты; рабочие РВ судов, подлежащих ремонту, составляются путем копирования и редактирования типовых РВ, с добавлением нетиповых работ; все это позволяет сократить длительность согласований, количество перерасчетов, снизить время простоя судов в ожидании ремонта, добиться предсказуемости затрат и согласованности действий персонала;
  • автоматизация формирования ремонтной ведомости позволяет: отправлять РВ с судна на судоремонтные предприятия непосредственно из TRIM, получать обратно в TRIM осмеченные РВ, добиваясь прозрачности и оперативности взаимодействия, сравнивать несколько вариантов осмеченной РВ, выбирать оптимальный по стоимости, срокам выполнения работ; при необходимости можно корректировать объем работ в РВ, отсылать ее повторно подрядчикам; в TRIM можно разбивать одну РВ на несколько частей, чтобы те или иные работы из РВ отдать разным подрядчикам, где это выгоднее.

управление ТОиР в период навигации

  • информационная связь между проведенными ремонтами и повторными работами на тех же объектах позволяет выявлять некачественные работы или запчасти, принимать решения в отношении ответственных исполнителей работ или поставщиков ТМЦ, и, в конечном счете, добиваться снижения внеплановых навигационных ремонтов судна; 
  • планирование снабжения в единой информационной системе TRIM позволяет заранее иметь сведения о требуемых ресурсах, о наличии их на складах, удаленных на расстояния до нескольких тысяч километров, обеспечить их своевременную доставку на эти склады;
  • система позволяет спланировать ТОиР и снабжение под ТОиР с учетом времени и места нахождения судна в коммерческом рейсе.

учет затрат на ТОиР

  • важнейшей задачей является определение экономической эффективности эксплуатации судов; TRIM позволяет аккумулировать все произведенные затраты на ТОиР с отнесением их на конкретное судно;
  • на основе полной информации о затратах менеджмент может принять обоснованное решение о целесообразности дальнейшей эксплуатации старого судна: продолжить эксплуатацию судна; провести реновацию — восстановительный ремонт по корпусу, механизмам, оборудованию, при этом надежность судна повышается, ему назначается меньший возраст, судно освобождается от многих издержек, связанных с большим возрастом; провести конверсию — прекратить эксплуатацию судна, но использовать его элементы при постройке нового судна.