21 Сентября 2005

На Восточном руднике ОАО «Апатит» введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система управления техническим обслуживанием и ремонтами основных производственных фондов предприятия. Внедрение системы выполнено специалистами НПП «СпецТек» на основе программного комплекса TRIM.

Ежегодно рудник затрачивает огромные средства на эксплуатацию большегрузных самосвалов (БелАЗ) и другой горной техники. На момент начала проекта основная задача предприятия в сфере управления основными фондами состояла в оптимизации количества самосвалов на линии, обоснованной замене старых самосвалов на новые, оптимизации закупок новой техники. Кроме того, требовалось снижение издержек на закупку запчастей, содержание и эксплуатацию оборудования, сокращение величины складских запасов. Однако надежного и эффективного инструмента, который бы обеспечил достижение всех этих целей, не было. В этой связи руководство ОАО «Апатит» приняло решение о внедрении программного комплекса TRIM — российской системы класса EAM (Enterprise Asset Management) как наиболее приемлемого продукта с точки зрения функциональности, опыта внедрения и стоимости.

Внедренная система охватила основное оборудование Восточного рудника — технологический транспорт (большегрузные самосвалы), экскаваторы, буровые станки, насосы водоотлива. В промышленную эксплуатацию сдано 40 автоматизированных рабочих мест системы TRIM. Пользователи распределены между управлением ОАО «Апатит» (транспортное управление, энергоуправление, служба главного механика, дирекция материально-технического снабжения), собственно Восточным рудником и автотранспортным цехом, в котором выполняется капитальный ремонт двигателей автосамосвалов. Пользовательские места Восточного рудника установлены в отделах главного механика и главного энергетика, на участке ремонта технологического транспорта, участке ремонта внутрикарьерного транспорта, на горных участках (экскаваторном и буровом), участках ремонта горного оборудования и горного электрооборудования.

Основные процессы предприятия, которые подверглись автоматизации — паспортизация и ведение базы данных по оборудованию, планирование техобслуживания и ремонта (ТОиР), обеспечение ТОиР всеми видами ресурсов, организация, учет и анализ работ по ТОиР, управление снабжением и распределенным складом, диспетчеризация. Специалисты НПП «СпецТек» создали базу данных и каталоги по оборудованию рудника, на действующем макете системы провели подготовку пользователей, выполнили пуско-наладочные работы по вводу системы TRIM в эксплуатацию.

В ходе проекта специалистами НПП «СпецТек» и ОАО «Апатит» подготовлен регламент эксплуатации системы, сформулированы требования к сбору и хранению данных о процессах, расчету на их основе технико-экономических показателей и представлению в виде различных аналитических отчетов. На данный момент в системе ведется учет эксплуатационного состояния техники, контролируются перемещения узлов и механизмов по местам установки и по подразделениям рудника. Накапливается информация по наработке, эксплуатационным параметрам и проведенным ремонтам по каждой единице техники. В системе обеспечен учет всех затрат на ТОиР с отнесением их на конкретную единицу оборудования, в результате имеется возможность сравнивать затраты на ремонт оборудования по типам и по году выпуска техники, принимать обоснованное решение на списание оборудования. Аналитические возможности системы позволяют оценивать результативность процессов ТОиР, фиксировать несоответствия, разрабатывать корректирующие действия и влиять на такие показатели, как коэффициент использования оборудования, межремонтный период, аварийные простои, затраты на закупку запчастей.

Результаты внедрения и эксплуатации системы TRIM в 2004 — 2005 годах и предложения по ее развитию были рассмотрены на Техническом совещании руководства ОАО «Апатит». По итогам совещания принят план дальнейшего развития системы, намечены соответствующие мероприятия для рабочей группы, согласован перечень дополнительных требований. Главным направлением деятельности станет отработка функций системы, связанных с использованием руководством компании комплексных показателей эффективности процессов ТОиР предприятия. Кроме того, к настоящему времени в системе накоплен огромный массив данных, в том числе по отчетам о выполненных ремонтных работах (фактические затраты). На этой основе предстоит пересмотреть нормативы расхода запчастей на плановые работы с тем, чтобы в дальнейшем адекватно планировать ресурсы в автоматизированной системе.