Если в организации отсутствует методологическая основа информационной системы (ИС), то проект внедрения ИС включает ее разработку.

Разработка методологии предшествует использованию информационных технологий, но не наоборот. В этом случае  достигается максимальное соответствие ИС потребностям заказчика, создаются действительно работоспособные информационные системы и обеспечивается длительный жизненный цикл этих систем.

Расширенный проект внедрения ИС, на примере системы управления активами, включает в себя три этапа:

  1. Выработка требований и планирование;
  2. Разработка и внедрение документированной системы управления активами;
  3. Проект автоматизации.

Выработка требований и планирование

При внедрении системы управления активами данный этап включает в себя следующие работы:

Выработка требований и планирование

Примерное содержание работ данного этапа:

  1. Семинар

Семинар проводится с целью формирования у заказчика современного взгляда на управление активами. Ведущими семинара являются эксперты НПП «СпецТек» — члены ISO/TC251 «Asset management», участники разработки стандартов на системы управления активами.

Участники семинара получают из первых рук информацию о международном опыте управления активами, стандартах серии ISO 55000 и ГОСТ Р 55.0.00, принципах и основных положениях управления активами, требованиях соответствующих систем менеджмента, преимуществах и выгодах зрелого управления активами.

  1. Аудит

Аудит — это систематический, независимый и документированный процесс получения (сбора) свидетельств аудита и объективной их оценки в целях установления степени выполнения критериев аудита. Целью аудита является оценка зрелости заказчика в области управления активами.

Свидетельства аудита — это записи, изложение фактов или другая информация, которые связаны с критериями аудита и могут быть проверены.

Критерии аудита — это совокупность политик, процедур или требований, используемых в качестве эталона, в соотношении с которым сопоставляют свидетельства аудита, полученные при проведении аудита.

В порядке подготовки к аудиту проводится:

  • формирование и согласование критериев аудита,
  • разработка и согласование программы аудита,
  • согласование перечня документов заказчика, предоставляемых на аудит.

В качестве критериев аудита могут используются требования ГОСТ Р 55.0.02/ИСО 55001 либо лучшие практики в области управления активами. Источником последних являются стандарты ГОСР Р 55.0.05, SAE JA 1011/1012,  серия ГОСТ Р 51901, серия ГОСТ Р 27.ХХХ, ГОСТ Р ИСО 31000, серия IEC 60000, ISO 15663 и другие.

В программе аудита определяются структурные подразделения аудируемой организации, которые входят в область аудита, и её ключевые специалисты, участвующие в управлении активами, а также описываются мероприятия аудита.

Далее в соответствии с программой производится сбор свидетельств аудита по двум направлениям:

  1. документы существующей системы управления активами (аудит адекватности),
  2. фактическая деятельность в области управления активами (аудит соответствия).

Свидетельствами аудита являются:

  1. экспертные оценки документов, предоставленных на аудит,
  2. самооценка существующей системы управления активами на предмет соответствия критериям аудита,
  3. самооценка удовлетворенности фактической деятельностью в области управления активами,
  4. экспертные оценки фактической деятельности заказчика в области управления активами.

Сбор данных в нескольких измерениях позволяет повысить объективность выводов аудита. При этом для самооценки используются разработанные НПП «СпецТек» опросные листы и проводится анкетирование специалистов заказчика. А экспертные оценки фактической деятельности формируются на основе интервью с руководителями и ключевыми специалистами заказчика.

Далее производится сопоставление свидетельств аудита с критериями аудита, и в итоге формируются выводы аудита — результаты оценки собранных свидетельств аудита на соответствие критериям аудита.

Аудит-отчет является итоговым документом аудита, которым аудит завершается. Он содержит:

  • описание проведенных мероприятий,
  • систематизированные свидетельства аудита,
  • описание и общую оценку текущего состояния системы управления активами,
  • результаты оценки свидетельств аудита на соответствие критериям аудита,
  • перечень проблемных зон (несоответствий),
  • рекомендации по улучшениям (по устранению причин несоответствий).
  1. Разработка плана мероприятий по созданию документированной системы управления

План мероприятий разрабатывается на основании результатов аудита и представляет собой совокупность корректирующих действий, направленных на устранение причин выявленных несоответствий.

Это могут быть корректирующие действия либо по всем выявленным несоответствиям, либо только по тем несоответствиям, устранение причин которых обосновано достижением лучших показателей в области управления активами.

Разработка плана мероприятий по созданию документированной системы управления активами включает в себя:

  • подготовку менеджеров проекта документированной системы управления активами,
  • согласование целевой модели системы управления активами,
  • согласование перечня документов системы управления активами, подлежащих разработке,
  • определение мероприятий по этапам проекта,
  • определение ответственных за ведение проекта.
  1. Разработка технического задания на ИС

В техническом задании на данном этапе проекта определяется:

  • цель внедрения ИС,
  • задачи, которые должна решать ИС,
  • область действия ИС  (подразделения, пользователи, процессы),
  • состав данных, необходимых для результативности деятельности в области управления активами,
  • окружение ИС — внешние ИС, с которыми необходима интеграция.

Разработка и внедрение документированной системы управления активами

Данный этап включает в себя следующие работы:

Разработка документированной системы управления активами

Примерное содержание работ данного этапа:

  1. Разработка Политики управления активами

Специалисты исполнителя помогают заказчику идентифицировать цели организации заказчика, которыми следует руководствоваться при разработке политики управления активами. Цели организации определяются с учетом требований заинтересованных сторон, внешнего и внутреннего контекста (среды) организации заказчика.

К заинтересованным сторонам, требования которых должны анализироваться и учитываться, могут относиться:

  • инвесторы и собственники, поскольку производительность и безопасность активов определяет эффект их экономической деятельности;
  • менеджмент организации, поскольку областью его ответственности является экономичное, эффективное и безопасное использование активов;
  • потребители, поскольку активы производят потребляемую продукцию, и их техническое состояние определяют качество продукции и услуг;
  • органы государственной власти, которые посредством системы сертификации продукции и требований к промышленной безопасности получают инструмент влияния на управление активами;
  • работники организации и население близлежащих территорий, которые заинтересованы в том, чтобы физические активы были безопасны, не загрязняли окружающую среду.

К факторам внешнего и внутреннего контекста (среды), которые должны учитываться при определении целей организации, могут относиться:

  • спрос и предложение на рынке продукции, выпускаемой организацией,
  • требования к выпускаемой продукции,
  • особенности условий эксплуатации активов организации,
  • состояние активов организации,
  • внешние природные и другие ресурсы, доступные организации,
  • внутренние трудовые ресурсы, их компетентность и другое.

В Политике управления активами описываются:

  • цели организации,
  • внешний и внутренний контекст (среда) организации,
  • принципы, которые будут применяться при управлении активами для достижения целей организации.
  1. Разработка Стратегического плана управления активами

Стратегический план управления активами (или Руководство по управлению активами) определяет:

  • каким образом цели организации будут преобразованы в цели управления активами;
  • применяемый подход к разработке планов управления активами,
  • роль системы управления активами в достижении целей управления активами.

Специалисты исполнителя помогают определить степень соответствия портфеля активов целям организации, вырабатывают рекомендации по оптимизации портфеля активов. На этой основе, с учетом политики управления активами, исполнитель проекта помогает заказчику разработать Стратегический план управления активами, который содержит:

  • указания по установке целей управления активами,
  • область применения системы управления активами (СУА),
  • описание портфеля активов как совокупности систем активов и описание необходимых обеспечивающих для них систем управления,
  • описание модели управления активами, включающее описания процессов организационного обеспечения, технического менеджмента, технических процессов деятельности на этапах жизненного цикла активов, в том числе процессов технического обслуживания и ремонта (ТОиР),
  • описание применяемых моделей жизненного цикла для систем активов с учетом контекста их использования, этапов жизненного цикла и точек принятия решений относительно смены этапов,
  • описание требований заинтересованных сторон к каждой системе активов в виде измеримых показателей,
  • описание обеспечивающих систем, интегрированных в СУА,
  • описание модели жизненного цикла СУА и процессов СУА,
  • описание процессов и процедур, реализующих положения применимых технических стандартов и стандартов финансовой отчетности.

При описании модели управления активами используется базовая модель процессов жизненного цикла активов разработки НПП «СпецТек», основанная на совместном использовании стандартов на системы менеджмента активов, стандартов системной инженерии, стандартов по надежности и стандартов международной финансовой отчетности

  1. Разработка модели, процессов и процедур управления активами

Исполнитель осуществляет разработку концептуальной модели, процессов и документированных процедур управления активами. Их точный список определяется при составлении плана мероприятий по результатам аудита. Ниже представлен примерный перечень разрабатываемых процессов и процедур:

  • Разработка описания процессов организационного обеспечения:
    • Процедура СУА «Процесс создания модели жизненного цикла»;
    • Процедура СУА «Процесс управления портфелем проектов»;
    • Процедура СУА «Процесс обеспечения персоналом»;
    • Процедура СУА «Процесс обеспечения качества»;
    • Процедура СУА «Процесс обеспечения знаниями»;
  • Разработка описания процессов технического менеджмента:
    • Процедура СУА «Процесс планирования»;
    • Процедура СУА «Процесс управления выполнением планов»;
    • Процедура СУА «Процесс принятия решений»;
    • Процедура СУА «Процесс управления рисками»;
    • Процедура СУА «Процесс управления конфигурацией»;
    • Процедура СУА «Процесс управления информацией»;
    • Процедура СУА «Процесс измерений»;
    • Процедура СУА «Процесс обеспечения соответствия требованиям»;
  • Разработка описаний технических процессов жизненного цикла активов:
    • Процедура СУА «Процесс определения требований»;
    • Процедура СУА «Процесс разработки»;
    • Процедура СУА «Процесс создания»;
    • Процедура СУА «Процесс эксплуатации»;
    • Процедура СУА «Процесс обслуживания»;
    • Процедура СУА «Процесс утилизации».
  1. Идентификация и оценка рисков, связанных с целями управления активами

Специалисты исполнителя, руководствуясь Стратегическим планом управления активами, помогают заказчику:

  • определить цели управления активами, согласованные с целями организации, и выраженные в измеримых показателях,
  • идентифицировать риски, связанные с активами,
  • разработать критерии принятия решений, основанных на оценке рисков.
  1. Создание методических инструментов управления активами

Исполнитель осуществляет разработку методик, необходимых для управления активами. Их точный список определяется при составлении плана мероприятий по результатам аудита. Ниже представлен примерный перечень разрабатываемых методик:

  • Методика СУА «Идентификация актива»;
  • Методика СУА «Определение требований к активу»;
  • Методика СУА «Использование критериев оценки риска»;
  • Методика СУА «Оценка критичности актива»;
  • Методика СУА «Определение стоимости владения активом»;
  • Методика СУА «Выбор метода управления отказом — RCM процесс»;
  • Методика СУА «Оценка индекса состояния актива»;
  • Методика СУА «Оценка последствий отказа актива»;
  • Методика СУА «Оценка вероятности отказа актива»;
  • Методика СУА «Анализ видов и последствий отказа»;
  • Методика СУА «Анализ коренных причин отказов»;
  • Методика СУА «Анализ дерева отказов»;
  • Методика СУА «Формирование финансовой отчетности»;
  • Методика СУА «Оценка эффективности управления активами»;
  • Методика СУА «Сбор данных для управления активами»;
  • Методика СУА «Оценка компетенции менеджера по управлению активами»;
  • Методика СУА «Управление аутсорсингом»;
  • Методика СУА «МТО. Формирование неснижаемого запаса склада».
  1. Разработка структуры компетентности

Исполнитель разрабатывает структуру компетентности, необходимой для управления активами, включая определение основных областей деятельности по управлению активами и их элементов, разработку должностных обязанностей менеджеров по управлению активами, создание ролевой матрицы по элементам структуры компетентности, разработку внутреннего нормативного документа «Структура компетентности по управлению активами».

Основные требования к компетентности группируются по ролям:

  • разработка Политики управления активами,
  • разработка Стратегического плана управления активами,
  • планирование управления активами,
  • внедрение планов управления активами,
  • разработка средств и возможностей для управления активами,
  • управление рисками и улучшение достигнутых результатов,
  • управление знаниями (информацией) по управлению активами.

В структуре компетентности каждая роль соответствует определенному набору требуемых знаний, навыков и выполняемых обязанностей, которые распределяются по блокам компетентности, относящимся к различным видам деятельности, характерным для данной роли.

  1. Подготовка персонала в области управления активами

Исполнитель проводит подготовку персонала в соответствии с разработанной структурой компетентности.

Типовые программы подготовки:

  • «Управление активами. Вводный курс» — для руководителей высшего звена,
  • «Управление активами. Системы менеджмента» — для разработчиков и управленцев,
  • «Методы управления активами» — для широкого круга специалистов, вовлеченных в управление активами,
  • «Выбор и пересмотр стратегии обслуживания оборудования» — для технических менеджеров,
  • «Надежностно-ориентированное техническое обслуживание, или RCM» — для менеджеров по надежности,
  • «Измерение, анализ и улучшение эффективности системы ТОиР» — для инженеров и руководителей ремонтных служб.

Типовые программы адаптируются к задачам проекта. Подготовленный персонал проходит сертификацию на соответствие квалификации в рамках International Personnel Certification (IPC). Сертификация проводится по правилам Ассоциации Русский Регистр.

  1. Идентификация данных об активах

Разрабатывается документ «Требования к составу и структуре данных об активах», который определяет какие данные необходимы для результативного управления активами.

Этот документ, в соответствии с методикой «Сбор данных для управления активами», отвечает на следующие вопросы применительно к каждому активу:

  • какие данные и в каком формате необходимо собирать,
  • где источник этих данных,
  • кто собирает данные,
  • методы и периодичность сбора данных,
  • где эти данные хранятся,
  • кто имеет к ним доступ,
  • когда они должны обновляться,
  • потребитель этих данных,
  • алгоритмы обработки данных.

Этот документ впоследствии становится основой для разработки спецификации на базу данных ИС.

Проект автоматизации

Проект автоматизации на основе TRIM разворачивается с использованием методологической основы, созданной в вышеуказанном порядке.

При внедрении системы управления активами данный этап включает в себя следующие работы:

Проект автоматизации на основе TRIM

Примерное содержание работ данного этапа раскрыто здесь.