Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития экономики России.

Конечные цели в любой отрасли фактически достигаются за счет реализации инвестиционно-строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях. При этом непременным условием является повышение эффективности капитального строительства, на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, развитие дорожной и инженерной инфраструктуры, а также высокая эксплуатационная рентабельность возведенных объектов.

И хотя удельный вес строительства в стоимости основных фондов не велик — порядка 2%, для успешного решения социально-экономических задач необходимо опережающее развитие производственного потенциала строительной отрасли и ее материально-технической базы. Тем не менее, по данным статистических исследований, уровень использования мощностей в отрасли не превышает 60%, имеет место резкое старение парка техники, когда своевременное ее списание является скорее исключением, а не правилом. Значительная часть основных фондов эксплуатируется за пределами нормативных сроков службы, 50% требуют модернизации и около 40% подлежат немедленной замене. В значительной степени данная ситуация обусловлена издержками управления эксплуатацией, несовершенством программ технического обслуживания и ремонта (ТОиР) машин в отрасли, в частности:

  • на предприятиях отрасли имеет место разобщенность информации об отказах машин, результатах технического обслуживания и ремонта, израсходованных и оставшихся товарно-материальных ценностях (ТМЦ), стоимости работ, что существенно затрудняет управление эксплуатацией;
  • слабо развитая служба коммерческой эксплуатации не обеспечивает полной занятости техники, формирование парка машин производится без надлежащего анализа рынка техники и потребности в ней, не обосновываются экономические и финансовые модели обновления парка;
  • служба технической эксплуатации формируется без применения научно обоснованных моделей эксплуатации машин, ремонтные мощности не соответствуют оптимальным размерам;
  • эффективность эксплуатации средств механизации невелика, низкие размеры доходов организаций, занимающихся эксплуатацией и обслуживанием техники, не позволяют обеспечить достойную заработную плату; велика текучесть кадров, что усугубляет положение эксплуатирующих организаций.

В отрасли назрела необходимость внедрения современных методов и программ управления техническим обслуживанием и ремонтами с использованием информационных систем (ИСУ ТОиР) масштаба предприятия.

В этой связи, усилиями НПП «СпецТек» и его партнера — Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ, Кафедра транспортно-технологических машин в строительстве), — создано решение для строительной отрасли, которое отвечает потребностям предприятий, эксплуатирующих подъемно-транспортные, строительные, дорожные и коммунальные машины (ПТСДКМ).

Услуги и программные решения НПП «СпецТек» аттестованы для использования в строительной отрасли, соответствуют стандартам, принятым строительными союзами и объединениями г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (см. свидетельство об аттестации).

Общая характеристика решения

Теоретической базой для разработки решения стала современная «Концепция эффективной эксплуатации ПТСДКМ», разработанная учеными СПбГАСУ, а программной базой - продукт TRIM-PMS разработки НПП «СпецТек». В итоге сочетание этих двух компонент позволило создать недорогое, простое в использовании и эффективное решение, предназначенное для управлений механизации, ремонтных баз, механизированных колонн и других предприятий, занимающихся эксплуатацией ПТСДКМ.

TRIM-PMS — это специализированная программа для управления техническим обслуживанием и ремонтами, которая может использоваться в различных отраслях экономики. Это типовая платформа для организации управления ТОиР на предприятии с относительно небольшой ремонтной (сервисной) службой. Данный продукт ориентирован на экономичные внедрения, имеет фиксированный набор функций, настроек программного обеспечения, форм отчетности, измеряемых показателей и инструментов анализа системы ТОиР. Продукт позволяет применять типовые методики внедрения, и дает возможность предприятию самостоятельно выполнять проекты по созданию информационной системы управления ТОиР.

В комплект поставки решения для строительной отрасли входят:

  • программное обеспечение TRIM-PMS, включая руководства пользователя TRIM-PMS, 
  • методика решения эксплуатационных задач, разработанная СПбГАСУ, включая систему измеряемых показателей для анализа и оценки процессов ТОиР предприятия, эксплуатирующего ПТСДКМ.

По требованию Заказчика ему может быть поставлен и соответствующий аппаратный комплекс «под ключ», то есть в комплекте — программное обеспечение, документация и весь необходимый парк компьютеров и сопутствующего оборудования для ИСУ ТОиР. Для работы полевых условиях решение может быть дополнено поставкой мобильных компьютеров, объединенных в сеть через radio-ethernet. 

Услуги по внедрению

Согласно договору о сотрудничестве между НПП «СпецТек» и СПбГАСУ, стороны, объединив свои компетенции в соответствующих областях, договорились совместно оказывать предприятиям консультативную помощь в проектировании, внедрении и совершенствовании информационных систем управления ТОиР, разрабатывать новые методы и подходы в области создания таких систем, проводить для предприятий обучающие семинары по вопросам организации и автоматизации управления ТОиР.

В частности, сотрудники СПбГАСУ, кроме стандартного комплекса услуг по внедрению ИСУ ТОиР и обучению пользователей (установка, настройка программного обеспечения, создание базы данных), оказывают дополнительные услуги:

  • разработка электронных паспортов машин,
  • разработка структуры управления предприятием,
  • разработка автоматизированных рабочих мест инженерно-технических работников и руководителей,
  • разработка системы управляющих и отчетных показателей работы отдельных подразделений, отделов, машин,
  • разработка рекомендаций по формированию оптимальных производственных мощностей, структуры парков машин, состава персонала,
  • разработка рекомендаций по совершенствованию системы эксплуатации.

Отраслевое решение: возможности и выгоды

Отраслевое решение для предприятия, эксплуатирующего ПТСДКМ, имеет все базовые возможности TRIM-PMS для управления ТОиР, а также учитывает отраслевую специфику предприятия. Багодаря этому, предприятие получает эффект в следующих важных областях своей деятельности:

повышение коэффициента технического использования

  • автоматизация планирования ТОиР дает возможность своевременно перепланировать работы при изменении текущих задач и приоритетов, добиваться сокращения сроков ремонта за счет повышения качества планирования и снижения издержек, обусловленных сбоями в снабжении ремонтной программы, увеличения ремонтного цикла, снижение числа продлений ремонтов из-за несогласованности работы служб;
  • ведение в TRIM электронных журналов учета работ и отказов позволяет повысить ответственность исполнителей работ, усилить контроль качества ТОиР, сократить количество повторных ремонтов;
  • учет в TRIM наработки и технического состояния машин позволяет выбирать оптимальную стратегию ТОиР для того или иного вида машин, реализовать потенциал увеличения межремонтного периода за счет перехода с календарного ТОиР к планированию по наработке и к планированию с учетом состояния.

ведение технического надзора

  • TRIM позволяет повысить качество планирования освидетельствований, осмотров машин, повысить прозрачность полномочий и ответственности специалистов по надзору, наладить эффективный контроль со стороны руководства за выполнением запланированных мероприятий;
  • в информационной системе обеспечивается: своевременная оценка качества работ по ТОиР и технического состояния оборудования, усиление контроля соблюдения правил технической эксплуатации, повышение безопасности труда и снижение аварийности, повышение качества подготовки к освидетельствованию Ростехнадзором РФ.

управление ресурсом  машин

  • накопление в TRIM фактических данных по каждой единице техники - возрасте, техническом состоянии, наработках, пробегах, затратах на ремонты и технический сервис, затратах на ТМЦ, -дает основу для реализации методик определения оптимального срока службы каждой машины из экономической целесообразности ее использования;
  • в TRIM реализуются различные методики, разработанные в СПбГАСУ для оценки и прогноза оптимального срока службы — по минимуму удельных затрат на эксплуатацию, по максимуму удельной прибыли, по минимально допустимому снижению рентабельности, по максимуму рентабельности; выбор методики осуществляется применительно к экономическим возможностям конкретного предприятия;
  • информационная система позволяет вести мониторинг остаточного ресурса по указанным методикам; в результате менеджмент предприятия обладает актуальной информацией, по достижении экстремальных точек он может своевременно взвесить альтернативы и принять решение: списать технику и заменить ее новой, или провести капитально-восстановительный ремонт и продолжить эксплуатацию; при прогнозе остаточного ресурса техники появляется возможность заблаговременно иметь представления о потребном объеме инвестиций для обновления парка.

анализ со стороны руководства

  • TRIM дает возможность накапливать в единой информационной системе первичные данные о результатах эксплуатации и определять на их основе показатели эффективности;
  • возможность оптимизации структуры парка машин — за счет сравнения однотипного оборудования от различных поставщиков по показателям эффективности его использования и эксплуатационным затратам;
  • возможность анализа качества ТОиР — за счет сравнения машин одной и той же модели, используемых в одинаковых режимах в различных подразделениях по надежности и затратам на эксплуатацию;
  • минимизация эксплуатационных расходов — за счет сравнения и выявления наиболее передовых подразделений по этому показателю, выявления наиболее затратных составляющих, оптимизации программ технического обслуживания и ремонта.