Новый международный стандарт диагностики

Международная организация по стандартизации выпустила новый стандарт ISO 13379-1:2025 Мониторинг состояния и диагностика систем машин — методы интерпретации данных и диагностики.

Вступивший в силу 31 октября 2025 года стандарт:

  • устанавливает единые принципы мониторинга состояния и диагностики машинных систем, упрощая взаимодействие между пользователями и производителями систем мониторинга состояния и диагностики;
  • устанавливает технические характеристики и описывает принципы мониторинга состояния и диагностики машинных систем;
  • дает рекомендации по разработке систем мониторинга и диагностики состояния; 
  • содержит рекомендации по выбору подходящего метода диагностики для конкретного случая.

Документ применим к любой машинной системе, состояние которой может быть описано путем измерения или наблюдения за ее эксплуатационными параметрами.

  • Стандартизация
  • Posted by admin / Posted on 5 Ноября /
  • Read More

Машины горнодобывающей промышленности как источник риска

Крупная американская страховая компания Factory Mutual Insurance Company (FM), страхующая имущество крупных корпораций, выпустила отчет "Понимание горнодобывающей промышленности: направления потерь и прогнозная аналитика". 

Основываясь на более чем 50-летней истории страховых случаев и своем богатом отраслевом опыте (компания страхует более 300 горнодобывающих предприятий по всему миру), FM установила, что аварии оборудования и пожары являются двумя основными причинами ущерба на горнодобывающих предприятиях. При этом значительная доля ущерба от пожаров связана опять же с аварийностью оборудования, например, с перегревом подшипников или возгоранием резиновых ленточных конвейеров.

Исторические данные показывают, что 34% причиненного ущерба в горнодобывающей промышленности напрямую связаны с авариями механического или электрического оборудования, но если включить сюда обвал, удар и опрокидывание (все это связано с крупным оборудованием/конструктивными отказами), то этот показатель возрастает до 63%.

На долю конвейеров приходится 29% ущерба (наиболее критичное оборудование), тяжелая мобильная техника и двигатели приносят еще по 20% ущерба, угольные сушилки - 9%, невращающееся электрооборудование - 5%, шаровые мельницы - 4%, паровые турбины и трубопроводы - по 3%, дробилки - 1%. Более четверти случаев причинения ущерба вызваны отказами оборудования.

Причины ущерба часто неизбежны: горнодобывающие предприятия работают в сложных условиях, а оборудование интенсивно изнашивается. Но данные показывают, что вероятный ущерб можно предвидеть и предотвратить. В этой связи компания дает вполне очевидные рекомендации:

  • улучшите программы обеспечения целостности активов и стратегии технического обслуживания;
  • проанализируйте фактические условия эксплуатации оборудования в сравнении с проектными условиями, включая перегрузки, выходящие за проектные пределы;
  • изучите рабочую среду и физические условия, в которых работает оборудование, чтобы определить его пригодность для данной среды эксплуатации;
  • оцените эффективность и адекватность процессов обучения операторов, чтобы гарантировать работу оборудования в пределах проектных ограничений как в нормальных, так и в нештатных условиях;
  • оцените историю эксплуатации, чтобы определить возраст и остаточный ресурс оборудования;
  • убедитесь, что устройства защиты оборудования (безопасности или управления) надлежащим образом спроектированы, установлены и обслуживаются;
  • оцените планы действий в чрезвычайных ситуациях на предмет готовности к внезапным авариям оборудования, отыщите варианты восстановления и стратегий смягчения последствий.

Статистика показывает, что более четверти ущерба (27%) приходится на 2% локаций на горнодобывающем предприятии. Используя математическую модель, можно определить 1000 мест, характеризующихся риском ущерба свыше $3M. Точность этой прогностической модели подтверждается постоянным совпадением прогнозируемых зон высокого риска и фактических потерь.

Если на предприятии имеется такая прогностическая модель, катастрофические события можно свести к обычному техническому обслуживанию. Это означает переход от рассмотрения технического обслуживания как центра затрат к стратегической форме защиты капитала. Это также означает предоставление группам технического обслуживания возможности для обоснования инвестиций.

  • Управление надежностью
  • Posted by admin / Posted on 22 Октября /
  • Read More

Аудит системы управления промышленной безопасностью

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 сентября 2025 года № 318 утверждено Руководство по безопасности «Проведение аудита системы управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты».

Руководство содержит рекомендации по:

  1. постановке целей и определению критериев такого аудита;
  2. формирования групп для его проведения;
  3. подготовке и проведению аудита системы управления промышленной безопасностью;
  4. формированию итогового отчета и разработке корректирующих мероприятий по устранению нарушений обязательных требований, а также по подготовке рекомендаций по изменениям, направленным на повышение уровня промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО).

Руководство может применяться как при проведении обязательного аудита систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I класса опасности, так и в случаях проведения такого аудита по инициативе эксплуатирующих организаций или их учредителей.

С 1 сентября 2025 аудит СУПБ стал обязательной процедурой для предприятий с ОПО I класса опасности. Организации, эксплуатирующие ОПО I класса опасности, обязаны проводить ежегодный аудит СУПБ и предоставлять результаты коллегиальным органам управления до 1 апреля каждого года.

  • Нормативные акты
  • Posted by admin / Posted on 14 Октября /
  • Read More

Владимир Иорш: «Современные технологии меняют подготовку инженеров»

Владимир Иорш, генеральный директор ООО «НПП «СпецТек», рассказал журналу RUБЕЖ о том, как внедрение современных технологий в учебный процесс российских технических вузов помогает готовить специалистов, способных справляться с актуальными вызовами рынка. В интервью он поделился опытом своей компании и подчеркнул важность комплексных компетенций для молодых специалистов.

-  В каких сегментах производства у вас кадровый голод? Какие специалисты нужны?

Владимир Иорш: Мы нуждаемся в профессиональных кадрах в сегменте наших услуг по организации и автоматизации бизнес-процессов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) на предприятиях, в том числе ТОиР систем безопасности, выездного и сервисного обслуживания. На рынке труда недостаточно специалистов, способных оказывать консультационные услуги и руководить проектами внедрения информационных систем.

- Какими компетенциями должен обладать молодой специалист, чтобы получить работу в вашей компании?

В. Иорш: Желательно привлечь специалистов с комплексной компетенцией, которая включает эксплуатационную надежность технических объектов, технологии автоматизации соответствующих бизнес-процессов, управление проектами внедрения информационных систем ТОиР. Но мы понимаем, что молодых специалистов с такой компетенцией не бывает.

- Выпускникам каких профильных вузов отдаете предпочтение и почему? С какими профильными вузами сотрудничаете?

В. Иорш: Мы сотрудничаем с такими известными вузами Санкт-Петербурга, как Государственный университет аэрокосмического приборостроения, Политехнический университет Петра Великого, Государственный архитектурно-строительный университет, а также вузами других регионов: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Южно-Российский государственный политехнический университет им. М.И.Платова и другими авторитетными вузами. Студенты этих вузов обладают высоким уровнем теоретической подготовки в наших профильных областях.

- Каких навыков не хватает молодым специалистам, чему их приходится учить на месте?

В. Иорш: Высшее образование в области надежности технических систем и объектов ориентировано в основном на инженеров-проектировщиков машин и оборудования. И в значительно меньшей степени вузовское образование дает то, что нужно инженеру по эксплуатационной надежности. Причины этого понятны: данная область знаний динамически развивается, появляются новые подходы и методы управления эксплуатационной надежностью, и за этими изменениями не всегда поспевают вузовские программы. Так, один из важнейших трендов последних лет — управление надежностью, основанное на оценке риска отказов, в том числе с учетом риска скрытых отказов, характерных как раз для систем безопасности. Что же касается комплексной компетенции, о которой сказано выше, то ее можно приобрести только на практике, с опытом внедрения и сопровождения программного обеспечения — такого, как наше.

- В каком формате ваша компания сотрудничает с профильными учебными заведениями, чтобы заполучить лучших выпускников?

В. Иорш: Один из важных форматов сотрудничества — поставка вузам нашего программного обеспечения для внедрения в учебный процесс и использования в качестве тренажера. На таких тренажерах студенты отрабатывают операции в системе ТОиР и процессы управления надежностью. Второе направление — совместная деятельность со специалистами вузов по оказанию методической и консультативной помощи предприятиям в проектировании и внедрении информационных систем ТОиР, в совершенствовании процессов ТОиР, использовании передовых практик ТОиР. В числе наших заказчиков — Курская атомная станция (Филиал АО «Концерн «Росэнергоатом»), КАО «Азот», ПАО «Челябинский металлургический комбинат», Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. С. П. Титова, ПАО «Газпром нефть», СИБУР. Ну и, конечно, студенты приходят к нам на практику, чтобы закрепить полученные знания на реальных данных.

  • Подготовка персонала
  • Posted by admin / Posted on 9 Октября /
  • Read More