
Нейросеть оценки технического состояния производственных сооружений
Статистика аварий промышленных конструкций демонстрирует, что ошибочная оценка технического состояния — одна из основных причин разрушения материалов помимо естественного износа. Эта проблема особенно актуальна в связи с обострением дефицита опытных специалистов, занятых в эксплуатации сооружений.
Обследование и мониторинг технического состояния строительных конструкций традиционно является одной из сложных предметных областей в строительной отрасли. Как правило, при определении степени аварийности исследуемого строительного объекта, главным фактором выступает категория технического состояния, а основным методом ее определения являются экспертные оценки. Однако для того, чтобы определить категорию технического состояния, требуется учитывать множество связанных между собой факторов, иметь глубокие знания в области строительства и существенный реальный опыт экспертизы строительных объектов. Для этого требуется не один год практической деятельности.
При этом, за более чем 35-летний опыт мониторинга и обследования строительных конструкций накоплена существенная база данных в виде технических отчетов в электронном виде. Однако информация о диагностике технического состояния строительных конструкций изложена в них на естественном языке, что в определенной степени затрудняет использование этой информации в автоматизации процесса. Опираясь на возможности технологии искусственного интеллекта, в частности, нейронных сетей и их «способностях», аналогичных навыкам человека-эксперта (извлечению знаний из данных, способности к обобщению), учеными Пермского Политеха принято решение использовать эту технологию для автоматизированного процесса принятия решения о техническом состоянии наиболее массовых зданий перегрузочных узлов на территории рудоуправлений.
Результатом работы ученых Пермского Политеха стала архитектура нейросети для определения категории технического состояния, а также назначения ремонтных мероприятий для основных строительных конструкций зданий перегрузочных узлов на основе материалов детальных обследований. В перспективе это позволит снизить трудозатраты экспертов, повысит точность и скорость в оформлении технических отчетов. Для ее обучения использовали материалы технических отчетов за 1997-2024 годы.
В выборку для обучения нейросети вошли колонны, стойки фахверка, вертикальные и горизонтальные связи, главные балки перекрытий и покрытия, второстепенные балки перекрытий. Также в выборку включались данные о монолитных плитах перекрытия, сборных железобетонных ребристых плитах покрытия и сборных керамзитобетонных стеновых панелях. В качестве входных данных учитывались все параметры, встречающиеся при обследовании перегрузочных узлов: уровень коррозии материала, состояние защитного покрытия, узлов, данные расчетов, нарушения целостности. В зависимости от их сочетания друг с другом ИИ определяет, к какой категории следует отнести конструкцию и требуется ли ей ремонт.
— В ходе экспериментов модель показала до 95% точности и уже может применяться в строительстве. В дальнейшем мы планируем проверить ее на большем количестве данных и доработать в полноценного бота в Телеграме. Там молодым специалистам будет гораздо удобнее и проще работать с программой, — комментирует Галина Кашеварова, профессор кафедры «Строительные конструкции и вычислительная механика» ПНИПУ, доктор технических наук.
Разработка ученых Пермского Политеха позволит применять автоматизированные решения в области экспертных оценок, повысить качество обследований и, как следствие, обеспечить надежную и безопасную эксплуатацию зданий перегрузочных узлов.
- Posted by admin / Posted on 21 Февраля / Read More
