
Беспилотные суда рассматриваются как перспективная технология в судостроении, которая может стать основой будущей «умной» морской эры и обеспечить новый скачок в судостроении и морской отрасли.
Международная морская организация (IMO) планирует завершить разработку единого кодекса для морских автономных надводных судов (MASS) к 2032 году. Кодекс MASS предназначен для определения технических, эксплуатационных и нормативных стандартов для судов, которые работают с различной степенью автономии, начиная от судов с автоматизированными процессами и поддержкой принятия решений и заканчивая полностью беспилотными судами.
Поскольку ожидается, что рынок вырастет до миллиардов долларов, морские державы активно реализуют проекты по разработке и демонстрации основных технологий автономных судов. В соответствии с этой глобальной тенденцией корейский проект по созданию автономного надводного судна (KASS, Korea Autonomous Surface Ship), выполняемый в интересах государства, предполагает коммерциализацию технологий по 3-му уровню IMO и включает в себя разработку технологий, критически важных для строительства автономных судов:
- система автономной навигации,
- система автоматизации двигателя,
- система дистанционного управления,
- стандарты оценки надежности и реагирования на инциденты.
При этом система автоматизации двигателя включает в себя:
- систему мониторинга производительности,
- систему диагностики состояния и прогнозирования отказов,
- систему управления энергосбережением.
В рамках создания интегрированной системы диагностики/прогнозирования отказов разрабатывается алгоритм, использующий различные методы статистического анализа и машинного обучения для прогнозирования тенденций изменения данных и диагностики отказов на основе данных, полученных в результате моделирования отказов.
Этот алгоритм должен стать ядром системы дистанционного технического обслуживания на основе дополненной реальности, которая может взаимодействовать с системой автономного мониторинга судна, цифровым мостиком, системой управления на берегу и т. д. Эта система должна помогать экипажу (оператору) принимать решения, предлагая оптимальные меры по техническому обслуживанию и предоставляя информацию.
ISO/TC 251