Сертификат ISO 55001 получила китайская Southern Power Grid
В ходе 8-й Китайской международной выставки импорта компания SGS вручила сертификат соответствия системы управления активами по стандарту ISO 55001:2024 четырем подразделениям Гуанчжоуского управления электроснабжения Южно-Китайской энергетической сети: Институту управления передачей № 1, Институту управления подстанциями № 3, Управлению электроснабжения Хайчжу и Управлению электроснабжения Наньша.
На церемонии вручения сертификатов присутствовали Инь Куан, специалист отдела управления активами Гуанчжоуского управления электроснабжения Южной энергетической сети Китая, Чэнь Хуэйцзюнь, генеральный директор Восточно-Китайского региона бизнес-группы SGS по управлению и обеспечению качества, а также соответствующие эксперты из Национального технического комитета по стандартизации управления активами.
China Southern Power Grid Company Limited, сокращённо CSG - китайская государственная энергетическая компания, обслуживающая Южный Китай. Специализируется на генерации, передаче и распределении электроэнергии. CSG является второй по величине энергетической компанией Китая, контролирует около 20 % китайской электросети, остальные 80 % находятся под контролем холдинга State Grid Corporation of China.
CSG инвестирует средства в энергетику и другие отрасли экономики (в том числе в недвижимость и финансовые услуги); строит объекты энергетики и инфраструктуры (высоковольтные электросети, гидроаккумулирующие электростанции, преобразовательные подстанции); производит ветровую и солнечную электроэнергию; передаёт электроэнергию и распределяет её среди потребителей; развивает сеть зарядных станций для электромобилей; развивает облачные вычисления, искусственный интеллект, робототехнику и платформы онлайн-обслуживания клиентов; занимается научными исследованиями и разработками в области электросетей.
Деятельность по обеспечению надежности оборудования горнодобывающей отрасли
В Республике Казахстан утвержден профессиональный стандарт "Деятельность по обеспечению надежности оборудования горнодобывающей отрасли".
Стандарт устанавливает требования к уровню профессионального образования, знаниям, умениям, навыкам и трудовым функциям работников следующих профессий:
- начальник службы по обеспечению надежности оборудования - 7 уровень Отраслевой рамки квалификаций (далее – ОРК);
- инженер системы управления и диагностики технического состояния оборудования - 7 уровень ОРК;
- инженер по анализу отказов оборудования - 6 уровень ОРК;
- инженер системы управления и диагностики технического состояния оборудования - 6 уровень ОРК;
- инженер по эксплуатации и ремонту оборудования - 6 уровень ОРК;
- инженер по эксплуатации и ремонту оборудования - 7 уровень ОРК;
- инженер по надежности оборудования - 6 уровень ОРК;
- начальник службы по обеспечению надежности оборудования (Менеджер по надежности оборудования) - 7 уровень ОРК;
- инженер по надежности оборудования - 7 уровень ОРК;
- инженер по анализу отказов оборудования - 7 уровень ОРК.
Текст стандарта доступен по ссылке.
Чем отличается управление активами от системы управления активами?
В статье, опубликованной на сайте технического комитета по стандартизации ISO/TC251, рассматриваются наглядные примеры для ответа на этот вопрос.
1. Дорожная сеть.
Рассмотрим организацию, управляющую дорожной сетью. Проектирование, строительство и обслуживание дорог относятся к «воздействию на активы» (managing assets). «Управление активами» (asset management) управляет этими видами деятельности таким образом, чтобы дорожная сеть могла стабильно пропускать транспорт с приемлемыми затратами и без неприемлемого риска, например, возникновения пробок или небезопасных дорожных условий. Процессы «системы управления активами» (asset management system) включают в себя понимание текущих и будущих транспортных потребностей участников дорожного движения, обеспечение и контроль их удовлетворения, а также внесение необходимых улучшений. AMS включает в себя процессы, обеспечивающие компетентность персонала организации и использование правильных инструментов, методик и материалов. AMS обеспечивает гарантию того, что деятельность координируется для получения желаемой ценности при приемлемых затратах и риске.
2. Сыроварня
Рассмотрим фабрику по производству сыра. Деятельность по приобретению заводского оборудования, его установке и техническому обслуживанию является "воздействием на активы" (managing assets). Когда эти действия координируются таким образом, чтобы обеспечить стабильное производство необходимого потребителям количества и видов сыра по конкурентоспособным ценам и с приемлемыми бизнес-рисками, это можно назвать управлением активами. AMS — это связанные с этим процессы, такие как понимание того, чего хотят клиенты и другие заинтересованные стороны, обеспечение и проверка достижения этих желаний и внедрение улучшений при необходимости. Система AMS включает в себя процессы, обеспечивающие компетентность персонала фабрики и использование ею необходимых инструментов, технологий и материалов. AMS обеспечивает координацию деятельности, например, тщательное планирование и установку нового оборудования, чтобы фабрика была готова производить новые виды сыра в необходимых объёмах к моменту запуска продукта, обеспечивая максимальную отдачу.
В статье даются ответы и на другие вопросы. Например, основные выгоды от эффективной системы управления активами:
- Общий язык для организации, обеспечивающий эффективную коммуникацию;
- Совместная деятельность - устранение разрозненности внутри, извне и в цепочке поставок;
- Более глубокое понимание и согласование рисков и гарантия надлежащего управления ими;
- Осведомленность и понимание того, как активы способствуют достижению бизнес-целей;
- Структурированное принятие решений, которое уравновешивает производительность, риск и затраты и помогает согласовывать краткосрочные и долгосрочные бизнес-цели;
- Гарантии эффективности, обучения и постоянного совершенствования;
- Повышение доверия внутренних и внешних заинтересованных сторон к возможностям организации и будущей эффективности;
- Значительное улучшение финансовых показателей в результате всего вышеперечисленного.
Управление надежностью в судоходстве: руководство ABS
Американское бюро судоходства (American Bureau of Shipping, ABS) — классификационное общество в США, аналогичное Российскому морскому регистру судоходства, Регистрам Ллойда и Германского Ллойда, Бюро Веритас и др. Бюро разрабатывает стандарты, касающиеся конструкции и технического обслуживания судов, и осуществляет классификацию судов на основе этих стандартов. Проводит технический надзор за сооружением, ремонтом и эксплуатацией морских судов, занимается классификацией, освидетельствованием судов на соответствие безопасности мореплавания. Информацию бюро используют для оценки риска по договорам морского страхования.
ABS в 2023 году выпустило новую версию "Руководства по проведению освидетельствований надежности оборудования и методов технического обслуживания". Эта книга помогает клиентам ABS в получении классификационных обозначений, применяемых к программам управления надежностью и техническим обслуживанием оборудования. В ней описываются процесс и обязанности ABS по рассмотрению проектных заявок, процессов анализа и итоговых планов технического обслуживания, применимые на всех этапах жизненного цикла.
Новая версия руководства обновляет метод технического обслуживания, ориентированного на надежность (RCM), и включает два новых процесса обеспечения надежности:
- Проектирование с учетом надежности (Design for Reliability, DFR) использует анализ надежности/рисков для улучшения показателей надежности до заданного значения. Этот процесс включает повышение надежности оборудования за счет оптимизации его компоновки, проектирование с целью упрощения производства и сборки т.д.
- Техническое обслуживание, основанное на надежности (Reliability Based Maintenance, RBM) является альтернативой RCM. В рамках RBM риск и критичность систем и оборудования используются для определения уровня анализа, необходимого для разработки программы технического обслуживания. На основе этой критичности запускаются процессы выбора задач технического обслуживания. Этот процесс способствует повышению надежности актива при запланированных эксплуатационных расходах и координирует использование ресурсов технического обслуживания, направляя их на выполнение наиболее важных мероприятий по техническому обслуживанию.
В Руководстве представлены методы, которые могут использоваться владельцами и операторами судов при проектировании оборудования, разработке планов технического обслуживания и мероприятий по поддержанию его работоспособности. Конечным результатом является комплекс процессов обеспечения надежности, поддерживающих комплексный план предупредительного обслуживания. Для оказания услуг по непрерывному освидетельствованию клиенты ABS могут зарегистрировать свое оборудование в Программе предупредительного обслуживания ABS (PMP).
Книгу можно читать в онлайн или скачать в формате PDF.
Программа национальной стандартизации на 2026 год утверждена
В следующем году будет осуществляться работа почти над 4000 документами по стандартизации, из которых около 2100 стандартов запланированы к утверждению.
Формирование Программы национальной стандартизации осуществлено с учётом оценки их вклада в мероприятия по достижению национальных целей развития Российской Федерации, определённых Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309. Так, например, около 700 тем новых ГОСТов направлены на обеспечение технологического лидерства и порядка 450 – на формирование комфортной и безопасной среды для жизни.
В частности, программой намечена разработка и выпуск новых версий стандартов серии "Надежность в технике":
- Надежность в технике. Руководство по применению менеджмента надежности
- Надежность в технике. Руководство по обеспечению техническим обслуживанием и сопровождением
- Надежность в технике. Руководство по применению методов анализа надежности
- Надежность в технике. Менеджмент надежности
- Надежность в технике. Руководство по анализу аспектов надежности, связанных с человеческим фактором
Стратегии технического обслуживания и ремонта: южнокорейский проект KASS
Беспилотные суда рассматриваются как перспективная технология в судостроении, которая может стать основой будущей «умной» морской эры и обеспечить новый скачок в судостроении и морской отрасли.
Международная морская организация (IMO) планирует завершить разработку единого кодекса для морских автономных надводных судов (MASS) к 2032 году. Кодекс MASS предназначен для определения технических, эксплуатационных и нормативных стандартов для судов, которые работают с различной степенью автономии, начиная от судов с автоматизированными процессами и поддержкой принятия решений и заканчивая полностью беспилотными судами.
Поскольку ожидается, что рынок вырастет до миллиардов долларов, морские державы активно реализуют проекты по разработке и демонстрации основных технологий автономных судов. В соответствии с этой глобальной тенденцией корейский проект по созданию автономного надводного судна (KASS, Korea Autonomous Surface Ship), выполняемый в интересах государства, предполагает коммерциализацию технологий по 3-му уровню IMO и включает в себя разработку технологий, критически важных для строительства автономных судов:
- система автономной навигации,
- система автоматизации двигателя,
- система дистанционного управления,
- стандарты оценки надежности и реагирования на инциденты.
При этом система автоматизации двигателя включает в себя:
- систему мониторинга производительности,
- систему диагностики состояния и прогнозирования отказов,
- систему управления энергосбережением.
В рамках создания интегрированной системы диагностики/прогнозирования отказов разрабатывается алгоритм, использующий различные методы статистического анализа и машинного обучения для прогнозирования тенденций изменения данных и диагностики отказов на основе данных, полученных в результате моделирования отказов.
Этот алгоритм должен стать ядром системы дистанционного технического обслуживания на основе дополненной реальности, которая может взаимодействовать с системой автономного мониторинга судна, цифровым мостиком, системой управления на берегу и т. д. Эта система должна помогать экипажу (оператору) принимать решения, предлагая оптимальные меры по техническому обслуживанию и предоставляя информацию.
Сертификат ISO 550001 получила британская компания Viridor
Viridor - одна из ведущих британских компаний по переработке отходов. Компания перерабатывает пластмассу и пластик в высококачественное сырье, а также производит электроэнергию из отходов. Ежегодно компания перерабатывает более двух миллионов тонн отходов в высококачественный рециклат и еще больше - в электроэнергию (более 760 гигаватт-часов). В ней работает более 3,200 человек на примерно 300 объектах по всей стране, компания обрабатывают более восьми миллионов тонн вторсырья и отходов, поступающих от клиентов из всех отраслей.
Компания стала первой в своей отрасли, получившей сертификат на соответствие системы управления активами международному стандарту ISO 50001. Область действия системы управления активами - управление, поддержка и техническое обслуживание мусоросжигательных заводов, включая краны-бункеры для отходов, печи, парогенераторы (котлы) с рекуперацией тепла, оборудование для обработки донной золы, установки для очистки дымовых газов, паровые турбины и установки технической воды на объектах ERF.
15 ноября ежегодно отмечается Международный день вторичной переработки (Всемирный день рециклинга). Тщательно продуманное производство с минимизацией отходов и вторичным циклом их переработки позволяет существенно сократить расходование ограниченных ресурсов планеты (и, соответственно, затраты на их добычу), а также снизить процент загрязнения окружающей среды.
Организация технического обслуживания в 2025 году
Несмотря на бодрые реляции о применении предупредительных стратегий технического обслуживания, данные показывают, что большинство команд по техническому обслуживанию по-прежнему в основном практикует реактивное обслуживание, причем 58% организаций отводят на плановое техническое обслуживание менее 40% совокупного времени технического обслуживания.
Такие результаты приводит в своем исследовании компания MaintainX. Ее эксперты опросили 1320 специалистов по техническому обслуживанию в разных отраслях.
Другой неожиданный результат состоит в том, что хотя 74% предприятий сообщили о стабилизации или сокращении внеплановых простоев, 31% увидели, что их затраты на простои увеличились. При этом только у 20% стоимость внеплановых простоев снизилась. Это сложная новая реальность для руководителей служб технического обслуживания: они могут увеличить время безотказной работы, но простои обойдутся им дороже. Растущие финансовые последствия простоев могут перевесить многие выгоды, которые компания могла бы получить от сокращения внеплановых простоев.
Отчет об исследовании можно скачать после короткой регистрации по ссылке внизу.
CNews Analytics опубликовала новый атлас «Импортозамещение» с 4 картами
CNews Analytics выпустил новый Атлас «Импортозамещение». Он состоит из четырех карт, каждая из которых посвящена определенному типу решений: «Аппаратное обеспечение», «Системное ПО», «Корпоративное ПО» и «Офисное ПО». Агентство публикует столь масштабное исследование уже в шестой раз, и каждый раз структура Атласа меняется.
В этот раз наиболее значительные изменения претерпела карта, на которой представлены основные поставщики корпоративного программного обеспечения. Изменилась структура обширного раздела «Автоматизация процессов предприятия» - теперь он разбита на подразделы: EAM, MES, SRM, ESB, BPM, а также АСУ ТП и SCADA.
НПП СпецТек находится на карте "Корпоративное ПО", в разделе "Автоматизация процессов предприятия", в подразделе EAM.
Новый международный стандарт диагностики
Международная организация по стандартизации выпустила новый стандарт ISO 13379-1:2025 Мониторинг состояния и диагностика систем машин — методы интерпретации данных и диагностики.
Вступивший в силу 31 октября 2025 года стандарт:
- устанавливает единые принципы мониторинга состояния и диагностики машинных систем, упрощая взаимодействие между пользователями и производителями систем мониторинга состояния и диагностики;
- устанавливает технические характеристики и описывает принципы мониторинга состояния и диагностики машинных систем;
- дает рекомендации по разработке систем мониторинга и диагностики состояния;
- содержит рекомендации по выбору подходящего метода диагностики для конкретного случая.
Документ применим к любой машинной системе, состояние которой может быть описано путем измерения или наблюдения за ее эксплуатационными параметрами.
ISO/TC 251