Три четверти совокупной стоимости жизненного цикла актива (TCO) приходится на этап эксплуатации. В этой связи задачи, решаемые на этапе эксплуатации, представляются ключевыми.
Объем обязательств Производителя (Поставщика) зависит от формы отношений с Заказчиком. Известны две основных формы таких отношений:
- договор поставки,
- контракт жизненного цикла.
Поддержка эксплуатации в рамках договора поставки
В рамках договора поставки Производитель (Поставщик) берет на себя обязательства по гарантийному обслуживанию изделия в течение ограниченного срока, по окончании которого следует этап сервисных услуг. Эти обязательства могут быть переданы Сервисной организации.
Услуги оказывает выездной персонал (сервисные инженеры) — ценный ресурс Сервисной организации. От его производительности зависит эффективность Сервисной организации в целом.
Комплекс решений «TRIM-Mobile» предоставляет Web-платформу для поддержки операций полевого персонала и способствует повышению его производительности. Соответствующие решения из состава TRIM-Mobile поддерживают обходы и осмотры оборудования, выполнение ремонтных работ исполнителями, выездную диагностику оборудования.
Основу TRIM-Mobile составляют прикладные модули:
- TRIM-Мобильный клиент,
- TRIM-Техобслуживание,
- TRIM-Каталог,
- TRIM-Персонал,
- TRIM-Диспетчерский журнал.
Ключевыми элементами TRIM-Mobile является модуль «TRIM-Мобильный клиент» и база знаний по отказам, дефектам, их причинам, влиянию, и рекомендациям по их устранению. База знаний создается и поддерживается на центральном сервере системы средствами модулей «TRIM-Техобслуживание» и «TRIM-Каталог».
Модуль «TRIM-Мобильный клиент» устанавливается на мобильном устройстве, которое сервисный инженер берет с собой (карманный персональный компьютер, смартфон). На это же устройство с сервера выгружается также фрагмент базы данных по оборудованию, в той части, по которой предстоит выполнять сервис. Таким образом, сервисный инженер имеет на руках мобильное автоматизированное рабочее место (АРМ), с помощью которого он может собирать данные и передавать их на сервер, находясь непосредственно у оборудования Заказчика.
В частности, ему доступны функции:
- заполнение чек-листов визуального осмотра оборудования,
- ввод технологических параметров и эксплуатационных состояний,
- ручной ввод значений параметров технического состояния,
- автоматизированный импорт данных из встроенных систем контроля состояния,
- регистрация дефектов/отказов с возможностью их фотофиксации,
- фиксация факта выполнения работы,
- ввод информации о фактических затратах на запасные части и материалы,
- регистрация нового оборудования, установленного у Заказчика.
Также он получает возможности доступа к данным:
- просмотр и использование документации по оборудованию,
- доступ к нормативно-справочной информации по оборудованию,
- доступ к ранее зарегистрированным значениям параметров технического состояния,
- доступ к диагностической базе знаний.
После выгрузки собранных данных на сервер, производится их автоматизированное сравнение с диагностической базой знаний, и автоматически формируется отчет по результатам осмотра и диагностики оборудования. В результате внедрения системы повышается полнота и достоверность собираемых данных, снижается вероятность ошибок и потерь данных, которые могли возникнуть при их сборе на промежуточный носитель и ручном их переносе в базу знаний. Время формирования отчета по диагностике уменьшается с нескольких дней до нескольких минут.
Поддержка эксплуатации в рамках контракта жизненного цикла
Контракт жизненного цикла (КЖЦ) предполагает, что сервисные услуги оказываются в течение всего жизненного цикла изделия, а их стоимость определяется не от объема оказанных услуг, а от достигнутого значения коэффициента готовности (Кг) или фактического пробега. Такая конструкция мотивирует Сервисную организацию повышать качество услуг, а Производителя — повышать надежность изделия, добиваясь установленного в контракте целевого значения Кг. За невыполнение установленного Кг устанавливаются санкции в виде штрафа или снижения стоимости услуг в следующем периоде.
Критически важным является то, что все стороны контракта должны доверять собираемым данным и рассчитанным на их основе показателям, включая Кг. Это предполагает систематизацию и упорядочение сбора, хранения и верификации необходимых данных, разработку соответствующих регламентов, а также включение всех сторон КЖЦ в состав информационной системы и распределение их прав, обязанностей и полномочий в системе.
Такая система реализуется на основе решения «TRIM-Integrated logistic support» в составе модулей:
- TRIM-Техобслуживание,
- TRIM-Снабжение,
- TRIM-Каталог,
- TRIM-Склад,
- TRIM-Бюджет,
- TRIM-Персонал,
- TRIM-Диспетчерский журнал,
- TRIM-Документооборот,
- TRIM-Мобильный клиент.
Техническим заданием на проект может быть предусмотрено дополнение модулями «TRIM-Оценка состояния» и «TRIM-Управление отказами».
Контрактом жизненного цикла должна быть предусмотрена обязанность Заказчика вносить в систему эксплуатационные данные (выполнять обходы, осмотры), регистрировать отказы и дефекты, фиксировать наработку, пробег и простои, вносить заявки на снабжение.
Задачи, решаемые в TRIM-ILS на данном этапе:
- ведение каталогов изделий и нормативно-справочной информации,
- ведение паспортов и формуляров,
- ведение регламентов работ,
- поддержка диагностики и дефектовки,
- учет эксплуатационных состояний и наработки,
- планирование работ по сервисному обслуживанию,
- регистрация дефектов и отказов,
- ведение и обработка заявок на внеплановые работы,
- формирование и обработка рекламаций,
- управление закупками запчастей и материалов,
- складской учет запчастей и материалов,
- контроль выполнения и учет плановых и внеплановых работ,
- учет затрат на эксплуатацию и расчет стоимости жизненного цикла,
- анализ эффективности эксплуатации,
- поддержка решений о техническом перевооружении и списании,
- экспорт данных в системы финансового и бухгалтерского учета.
На этапе эксплуатации решение TRIM-ILS поддерживает процедуру FRACAS (Failure Reporting, Analysis and Corrective Action System) на Web-платформе в части обработки рекламаций. Процедура включает в себя сбор и анализ данных о дефектах и отказах изделия в процессе эксплуатации, а также управление корректирующими действиями Производителя с целью предупреждения отказов в будущем (изменения конструкции изделия, технологии его производства, повышение квалификации персонала и т.д.).
Система реализуется на основе технологии распределенной базы данных. Сервер системы устанавливается у Производителя (Поставщика), а филиалы — у Заказчика, в региональном представительстве Поставщика, находящемся по месту эксплуатации, в Сервисной организации.
Связь между узлами системы осуществляется через сервер таким образом, чтобы на сервере была полная информация о процессе эксплуатации, с доступом к ней через веб-сервер TRIM тех участников, у которых не установлена филиальная база данных.
Благодаря внедрению и использованию системы обеспечивается:
- оперативный сбор данных о ремонтопригодности, готовности изделия;
- сбор данных об отказах, причинах и отказавших узлах;
- разработка корректирующих мероприятий с целью повышения надежности;
- поддержка планирования ремонтов на основании наработки или технического состояния;
- учет выполненных работ, объективный расчет затрат жизненного цикла;
- автоматизация документооборота и сокращение транзакционных издержек;
- повышение качества планирования;
- прозрачность процессов снабжения и сервиса;
- сокращение цикла поставки запчастей и материалов, автоматизация взаимодействия с Заказчиком;
- обеспечение своевременности и адресности поставок;
- исключение пропуска и просрочки исполнения заявок;
- прозрачность складских запасов ТМЦ;
- оценка качества сервисных услуг по расчетным показателям.