Металлургия занимает одно из ведущих мест в российской экономике — доля отрасли в промышленном производстве России составляет 16%. Металлургия — это также вторая по величине экспортно-ориентированная отрасль экономики России. Доля металлургии в суммарном объеме прибыли, получаемой Россией, составляет величину порядка 15%. Отсутствие достаточной гибкости в управлении производством при высоком уровне конкуренции приводит к снижению или потере доли рынка.

В этой связи предприятия отрасли остро нуждаются в повышении конкурентоспособности и эффективности производства. В первую очередь это касается использования физических активов, поскольку металлургическое производство является одним из самых фондоемких — стоимость основных фондов отрасли составляет 11% от всего их объема в промышленности.

В то же время, эксплуатация оборудования металлургии и владение им сталкивается с рядом проблем, в числе которых следующие:

  • переход на новые рынки сбыта при угрозе потери крупных покупателей требует учета отличий в параметрах продукции и стандартах качества, соответственно, необходимо быстрое изменение производства и «перенастройка» оборудования;
  • износ оборудования в металлургии составляет 40%, что усложняет задачу маневрирования параметрами и объемом производимой продукции, приводит к возрастанию роли ремонтной деятельности на предприятии;
  • наблюдается рост затрат на техническое обслуживание и ремонты (ТОиР)  — они достигают уровня 10% от всего объема затрат по переделу, что негативно сказывается на себестоимости продукции; при этом качество ТОиР часто оставляет желать лучшего;
  • большой удельный вес уникального оборудования и нестандартных комплектующих, в связи с чем предприятия вынужденно организовали собственные непрофильные производства запчастей, характеризующиеся низким коэффициентом использования станочного парка и, как следствие, большими удельными затратами;
  • оборудование характеризуется высокой энергоемкостью и материалоемкостью, что также негативно влияет на себестоимость продукции; необходимы меры по организации планомерного капитально-восстановительного ремонта, реконструкции и модернизации.

Указанные обстоятельства определяют важность службы ТОиР на металлургическом предприятии. О ее важности говорят и численные показатели: ремонтный персонал на текущий момент может составлять от 20% до 40% от общей численности, доля ремонтно-дежурного персонала в составе основных металлургических цехов доходит до 35%.

В то же время, высокий удельный вес ремонтной службы не говорит о ее высокой эффективности. Наоборот, задача рациональной и эффективной организации ТОиР в настоящее время как никогда актуальна. Для ее решения используется метод сервисного обслуживания с сокращением объемов ТОиР хозяйственным способом (своими силами) до минимально возможного уровня. Речь идет о выделении ремонтных подразделений из состава металлургических предприятий в отдельные юридические лица — сервисные организации, взаимодействие с которыми строится на основе механизма «заказчик-подрядчик».

Выгоды аутсорсинговой (сервисной) модели обслуживания:

  1. объединение ремонтных структур металлургических заводов в крупные ремонтные тресты и подключение к этой модели машиностроительных предприятий приведет к объединению процессов поставки оборудования, усовершенствования конструкций и проведения ремонтов, т.е. к полной поддержке жизненного цикла в рамках одной структуры;
  2. подключение машиностроения для производства запчастей повысит их качество, а также позволит закрыть аналогичные активы в металлургии, прекратить затоваривание складов некачественными запчастями собственного производства; с другой стороны, сервисная организация будет использовать собственные запчасти и нести ответственность за их качество;
  3. в лице сервисных организаций образуются структуры, имеющие глубокую компетенцию и узкую специализацию именно в вопросах ТОиР, ведущие свой бизнес именно в сфере ТОиР, и потому максимально способные и мотивированные к предоставлению качественных услуг ТОиР;
  4. отношения металлургического завода с сервисной организацией будут выстраиваться таким образом, что последняя будет ориентироваться на увеличение надежности производственных объектов, а не на увеличение объемов выполненных ремонтных работ;
  5. создание сервисных организаций позволяет разделить функции заказчика и подрядчика между разными лицами, отделить ремонтный персонал от технологического, внедрить систему реагирования на потребности ТОиР, привлечь в ТОиР внешний опыт, мотивировать к эффективному использованию ремонтных мощностей, к совершенствованию кадровой политики в отношении ремонтного персонала, повысить прозрачность затрат на ТОиР;
  6. оплата сервисных услуг ТОиР будет осуществляться из фактического объема выполненных работ, вместо повременно-премиальной системы, практикуемой при хозяйственном способе ТОиР, что позволит повысить производительность труда в ТОиР;
  7. сервисная организация будет заинтересована в повышении технической оснащенности производимых ею ремонтных работ, и будет выделять финансовые ресурсы на эти цели.

Вместе с тем, реализация метода сервисного обслуживания требует существенной перестройки процессов управления производственными активами. Прежде всего, речь идет о качественно новом уровне информационного обеспечения этой сферы. Необходимо поддерживать интенсивное информационное взаимодействие, обеспечивать единое и непротиворечивое информационное пространство в сфере эксплуатации, обслуживания и ремонта металлургического предприятия и сервисных организаций. Нужен инструмент, который делал бы реально выполнимыми сбор и обмен информацией, обеспечивал оперативность и достоверность данных, предоставлял поддержку при принятии решений, позволял оценивать эффективность этих решений и на основе их оценки вырабатывать корректирующие (предупреждающие) воздействия на процессы. Таким инструментом является информационная система управления основными фондами. Поскольку объектами управления в такой системе являются процессы, смежные с ТОиР, то можно говорить о системе управления ТОиР  (ИСУ ТОиР) в широком смысле слова, или — о единой системе управления производственными активами.

НПП «СпецТек» предлагает предприятиям металлургии свое решение TRIM-Технический менеджмент в качестве основы такой системы. В настоящее время НПП «СпецТек» располагает не только этим базовым решением, но и отраслевым решением, доведенным  до уровня типового, охватывающим все функции, востребованные для управления активами металлургического предприятия.

Отраслевое решение: возможности и выгоды

Отраслевое решение для предприятий металлургии имеет все базовые возможности TRIM для управления активами. Решение также учитывает специфику задач, стоящих перед предприятиями отрасли, благодаря чему, с использованием TRIM, предприятие получает преимущества в сфере управления ТОиР, в том числе:

переход на метод сервисного обслуживания оборудования

  • гибкость настроек TRIM позволяет создавать единую информационную систему для всех участников процесса ТОиР, в том числе внешних сервисных организаций, с учетом их требований к функциям системы,
  • появляется механизм автоматизированного согласования состава, объемов и стоимости услуг по ТОиР между предприятием и сервисными организациями, формирования и хранения смет на ТОиР, механизм преодоления разногласий по спорным фактам, например, о простоях оборудования, основанный на объективных данных,
  • менеджмент предприятия получает возможность формировать и объективно измерять технико-экономические показатели деятельности сервисной организации, использовать их для планирования и оценки ее работы,
  • система складского учета и движения запчастей и материалов получает информационную поддержку, адекватную сложности задачи учета в условиях взаимодействия с сервисными организациями,
  • обеспечивается необходимый уровень детализации и достоверности учета издержек, связанных с ТОиР — трудоемкость, использование запчастей, простои в ремонтах и т.д. 
  • для упорядочения ответственности обеспечивается ведение детальных описаний выполняемых работ, обязанностей исполнителей, корректура этих данных на основе хранимой в TRIM истории работ,
  • в тендерных процедурах по выбору сервисной организации (подрядчика)  могут использоваться накапливаемые в TRIM исторические данные, касающихся данного подрядчика, и на этой основе формироваться четкие критерии выбора,
  • разработка, анализ и корректировка нормативов на выполнение работ и расходование запчастей, нормативов на запасы запчастей и оборудования получает объективную основу в виде данных учета,
  • автоматизация оформления нарядов-допусков, пожарных разрешений позволяет снизить потери времени, которые с появлением внешних сервисных организаций могли бы стать существенными, 
  • с появлением нового субъекта отношений в сфере ТОиР существенно возрастает документооборот — рост числа осмечиваемых работ, переоформление допусков, разрешений и т.д.; TRIM позволяет эффективно управлять документами в сфере ТОиР.

управление эффективностью и стоимостью владения активами

  • TRIM обеспечивает управленческий учет наработки, износа, технического и эксплуатационного состояния оборудования, определение эксплуатационной готовности, остаточного ресурса и прочих показателей, что дает основу для принятия решений об изменении производственных программ, повышении гибкости производства в изменяющихся рыночных условиях,
  • TRIM позволяет интегрировать и поддерживать мероприятия по переходу от планово-предупредительных ремонтов к ТОиР по состоянию и по надежности — внедрение средств диагностики, переработка нормативной базы, изменение организационной структуры,
  • анализ накапливаемых в TRIM данных позволяет анализировать и выбирать стратегию ТОиР, оптимальную с точки зрения минимизации затрат на ТОиР и обеспечения приемлемой производительности,
  • автоматизированная поддержка различных стратегий ремонта (по календарным периодам, наработке, состоянию, надежности)  позволяет формировать комплексный план-график работ,
  • анализ хранимой истории эксплуатации, отказов, проведенных работ по ТОиР позволяет оценивать целесообразность капитального ремонта, модернизации или замены оборудования, обоснованно планировать эти работы и включать их в текущие планы ТОиР, уменьшая тем самым длительность простоев в ремонтах,
  • анализ межремонтных циклов и периодов с последующим формированием мотивации исполнителя на повышение качества ремонта, сокращение количества внеплановых и аварийных ремонтов.

материально-техническое снабжение ТОиР

  • средства TRIM позволяют формировать планы затрат на ремонтно-эксплуатационные нужды (РЭН) в автоматизированном режиме и на основе планов-графиков работ, в том числе формировать планы закупок материально-технических ресурсов (МТР) под предстоящие работы, вести автоматический бюджетный контроль затрат по каждому заведованию, каждому объекту ТОиР; отнесение затрат на конкретный объект ТОиР дает возможность выявлять центры возникновения затрат и анализировать их причины;
  • наличие привязки закупаемых МТР к планируемым работам позволяет корректно секвестировать планы закупок при коррекции плана работ, закупать МТР с учетом остатков склада; корректное создание и хранение атрибутов снабженческих документов и их привязка к МТР не позволят появляться невостребованным МТР (неликвидам);
  • подсистема материально-технического снабжения на основе TRIM позволяет снижать запасы МТР на складах, не допускать как отсутствия (недостатка) МТР под запланированные работы, так и избыточных закупок, упорядочить и сделать прозрачными процедуры закупки, выдачи в производство и списания МТР, сократить цикл закупки и т.д.