Специалисты НПП «СпецТек» оказали консультационные услуги по внедрению надежностно-ориентированного подхода к техническому обслуживанию оборудования в ПАО «Челябинский металлургический комбинат».
Надежностно-ориентированное техническое обслуживание (НОТО), в англоязычной версии известное как RCM (Reliability-Centered Maintenance) — это методология выбора применимых и эффективных политик управления отказами оборудования и формирования из них программы работ, сочетающей различные стратегии технического обслуживания и ремонта (ТОиР) и отвечающей профилю рисков, связанных с отказами.
Основная идея RCM состоит в том, что правила обслуживания оборудования должны определяться последствиями отказа, а не только природой и параметрами отказа. Одинаковое оборудование не означает одинаковое обслуживание, поскольку две одинаковых единицы оборудования могут иметь разную значимость для производства и потому разные последствия отказа, и иметь разные условия эксплуатации.
Надежностно-ориентированный подход позволяет определить оптимальный набор и частоту действий, которые должны быть выполнены для того, чтобы оборудование продолжало делать то, что от него требуется в заданных условиях.
Для внедрения подобного подхода «Челябинский металлургический комбинат» привлек консультантов НПП «СпецТек», которые провели вводные курсы обучения, выполнили аудит действующей системы ТОиР и на этой основе разработали нормативно-методические документы и провели практические занятия по их применению.
Вводная программа обучения включила в себя курсы «Планирование ТОиР» (16 часов) и «Надежность» (40 часов) образовательного характера, которые обеспечили участников проекта единым понятийным аппаратом и общим пониманием целей и задач проекта.
В ходе аудита специалисты НПП «СпецТек» изучили действующую систему ТОиР, выявили несоответствия и по результатам дали рекомендации по корректирующим действиям и развитию системы ТОиР. В частности, разработаны функционально-технические требования на информационную систему управления ТОиР. Разработана целевая модель трансформации системы ТОиР в систему технического обслуживания, ремонта и обеспечения надежности (СТОРиОН), определяющая, каким образом методика RCM должна применяться в составе процессов ТОиР, с учетом идей и принципов управления активами, изложенных в стандартах серии ГОСТ Р 55.0.00.
Для нормативной поддержки этой модели разработан документ верхнего уровня (стандарт предприятия) «Система ТОиР и обеспечения надежности», регламентирующий деятельность высшего руководства, руководителей служб и специалистов структурных подразделений, участвующих в процессах СТОРиОН. В свою очередь, для обеспечения его применения разработан набор методик, из которых методика «Процесс НОТО» на верхнем уровне, а на подчиненном (обеспечивающем) уровне — методики «Определение критичности оборудования», «Расчет стоимости жизненного цикла», «Расчет индекса технического состояния», «Анализ корневых причин отказа», «Система KPI для анализа надежности/эффективности ТОиР».
С целью развития навыков практического применения указанных методик проведены два семинара, в рамках которых их участникам были выданы индивидуальные задания отработать эти методики на трех заданных единицах оборудования. По окончании этой работы каждый участник семинара представил свои результаты в присутствии руководства предприятия.
Фото: Панорама Челябинского металлургического комбината ©. Источник: сайт «Мечел».