Электронная торговая площадка «Справка для аптек», созданная специалистами НПП СпецТек на основе программного комплекса TRIM, в очередной раз удвоила свой годовой оборот и продолжила тенденцию двукратного роста, наметившуюся в 2004 году. По итогам 2006 года объем закупок достиг 1 млрд. 903 млн. рублей, а с учетом операций за январь 2007 года уже превысил 2 млрд.
По итогам 2006 года объем закупок через торговую площадку «Справка для аптек» достиг 1 млрд. 903 млн. рублей (2003 — 210 млн., 2004 — 437 млн., 2005 — 932 млн. рублей), а с учетом операций за январь 2007 года уже превысил 2 млрд. рублей. Клиентами площадки являются, с одной стороны — производители товаров аптечного ассортимента и оптовики, а с другой — аптечные сети и аптеки. Торговая площадка объединяет их в едином информационном пространстве, предоставляет сервисные услуги по автоматизации заказа, поиска и выбора товарных позиций, оптимальных ценовых предложений, обеспечивает реализацию практик дифференцированного подхода к покупателям, конвертирует информационные потоки от субъектов торговли в соответствии с принятыми у них стандартами. Технологической основой площадки является решение «TRIM-Торговая площадка», разработанное НПП СпецТек на базе программного комплекса TRIM. Площадка функционирует на двух мощных серверах. Технический персонал её оператора — 6 человек.
Оператором электронной торговой площадки является петербургская компания ООО «Медлайн-Экспресс». По словам ее генерального директора, Алексея Кожикина, популярность площадки непрерывно растет, и оборот в 2006 году возрос благодаря появлению новых клиентов. Кроме того, на объемах торгов позитивно сказалось увеличение количества аптек в сетях, которые и ранее были клиентами торговой площадки, а также повышение объемов закупок клиентами.
Ключом к пониманию успеха «Справки для аптек» являются технологические решения, использованные в данном проекте. Во-первых, это инструменты унификации каталогов, позволившие установить однозначную информационную связь позиций аптечных справочников товаров с позициями прайсов оптовиков через соответствующие позиции (записи) каталога торговой площадки. Это позволило автоматизировать обмен информацией между субъектами торговли, несмотря на нестыковки в кодировках и названиях товаров. На этапе внедрения и в начале эксплуатации площадки была проведена масштабная работа по унификации.
Во-вторых, на основе унификации автоматизирована обработка дефектур. Аптека формирует дефектуру в своей системе учета и в своей кодировке, направляет ее на сервер площадки, где каждая строка дефектуры сравнивается с позициями прайсов в кодировке поставщиков, и для каждой такой строки выбирается 3-4 лучших на текущий момент ценовых предложения. Заполненная дефектура возвращается в аптеку в ее кодировке, где из ценовых предложений выбираются конкретные поставщики. Далее дефектура вновь отправляется на сервер, где осуществляется ее декомпозиция и рассылка соответствующих позиций поставщикам в их кодировке. В результате, аптеке не нужно вручную вводить информацию из своей дефектуры в корпоративные программы электронного заказа, попутно сравнивая в них закупочные цены. Данная процедура делает возможной работу на площадке как одного офиса за всю сеть подчиненных аптек, так и с подключением каждой аптеки к торговой площадке.
В-третьих, реализованы так называемые закрытые закупочные пространства. Они позволяют каждой аптечной сети и каждому поставщику работать на торговой площадке по индивидуальным ценам и эксклюзивным условиям закупок, сохраняя их в тайне от конкурентов — от других аптечных сетей и поставщиков. Возможна также работа в открытом закупочном пространстве, с едиными для всех покупателей прайсами. Наконец, в-четвертых, технология торговой площадки предусматривает как on-line, так и off-line работу с ней. Последнее важно для клиентов, не имеющих качественного и постоянного канала связи с площадкой. Для них разработано off-line-программное обеспечение.
В 2007 году ожидается дальнейший рост числа клиентских мест «Справки для аптек» (на данный момент их 425). Направлением особых усилий будет продвижение в регионы на основе создания закрытых закупочных пространств и аренды мощностей торговой площадки аптечными сетями.