Учет запасных частей для F-35 никуда не годится: потеряны миллионы

Министерство обороны США и Lockheed потеряли более 1 миллиона запасных частей для F-35 за последние пять лет, на сумму не менее 85 миллионов долларов. Об этом говорится в отчете Счетной Палаты США (GAO).

Аудиторы заявили, что, поскольку у правительства нет собственной системы отслеживания этих запчастей, официальные лица могут не знать, сколько запчастей на самом деле находится в глобальном резерве, где они находятся или какова их общая стоимость. В результате "полное количество и стоимость этих [потерянных] запасных частей могут быть значительно выше", чем величина 1 миллион, определенная Lockheed Martin, говорится в документе.

Управление совместной программы Министерства обороны (DoD) F-35 не контролирует и не учитывает запасные части в своем глобальном резерве запасных частей, которые были приняты и получены правительством и находятся на объектах, не являющихся основными подрядчиками. Офис объединенной программы F-35 не отслеживает и не вводит эти запасные части в систему учета подотчетного имущества, которая позволила бы ему фиксировать и сохранять изменения в записях об имуществе в режиме реального времени.

Разногласия между офисами Министерства обороны и основным подрядчиком F-35, Lockheed Martin, по поводу того, как классифицировать недостающие детали, сдерживают усилия правительства по созданию собственной надежной системы для отслеживания деталей, говорится в отчете GAO.

Короче говоря, правительство не имеет сведений, правильно ли подрядчики управляют запасными частями, по словам аудиторов, которые отслеживали потери, начиная с 2018 года. Lockheed Martin не во всем согласна с аудиторами. Lockheed Martin заявила, что работает с Офисом совместной программы F-35 и Агентством по управлению оборонными контрактами, чтобы убедиться, что у них есть документация, необходимая для поддержки утилизации компонентов, которые персонал посчитал “избыточными, устаревшими или непригодными”.

По словам GAO, часть проблемы с отслеживанием запчастей связана с решением Пентагона десять лет назад изменить курс в отношении того, кому они принадлежат. Первоначально американские военные не собирались владеть этими деталями, но в 2012 году программа F-35 выпустила памятку, в которой говорилось, что они принадлежат правительству США до тех пор, пока не будут установлены на истребитель.

Но Пентагон не разработал план поддержания подотчетности в отношении этих запчастей и оборудования для F-35, отмечает GAO, поскольку Lockheed и Pratt продолжали нести за них ответственность и предоставлять данные о них.

Аудиторы также заявили, что подавляющее большинство потерянных деталей для F-35 не рассматриваются в судебном порядке для рассмотрения обстоятельств их потери, выяснения, было ли правительство или подрядчик ответственны за это, и выявления коренных причин, приведших к пропаже детали.

Запасные части для F-35 в настоящее время отслеживаются через негосударственную систему, которую GAO назвал "уникальной" системой управления запасными частями. Все участники программы по всему миру имеют доступ к глобальному пулу запасных частей — от двигателей, шин, шасси и вспомогательного оборудования до болтов и шурупов, — которыми владеет Министерство обороны, пока деталь не будет установлена на истребитель. Однако ведется работа с промышленностью над переносом данных в правительственную систему.

Самолет F-35 Lightning II является самой дорогостоящей системой вооружения Министерства обороны США в истории. Общие затраты на протяжении жизненного цикла программы оцениваются более чем в 1,7 трлн долларов. Цепочка поставок F-35 имеет уникальный дизайн. Вместо того чтобы владеть запасными частями для своих самолетов, участники программы совместно используют общий глобальный пул запасных частей, которым владеет Министерство обороны США и которым управляют основные подрядчики. Эти запасные части хранятся на более чем 50 отечественных и международных объектах, не являющихся основными подрядчиками.

Опубликовано автором: admin / Дата публикации: 18.04.2025