Предиктивная диагностика повысит надежность локомотивного парка
Компания «ТМХ Интеллектуальные Системы» (ТМХ-ИС) завершила апробацию системы предиктивной диагностики, установленной на электровозе 2ЭС5К «Ермак». Испытания проходили на Октябрьской железной дороге.
Система позволяет непрерывно диагностировать состояние колесно-моторных блоков электровоза, в том числе тяговых электродвигателей, буксовых узлов, моторно-осевых и моторно-якорных подшипников, зубчатых передач.
В сервисном локомотивном депо Кандалакша специалисты ТМХ-ИС провели испытания по верификации работы системы с внесением реальных неисправностей в конструкцию узлов локомотива. Для этих целей была осуществлена выкатка колесно-моторных блоков, внесены дефекты буксовых подшипников, смазки буксового узла, смазки зубчатой передачи, не угрожающие безопасности движения, и проведена опытная поездка резервом на участке Кандалакша – Апатиты.
В ходе эксперимента система выявила внесенные дефекты. Результаты ее работы совпали с показаниями стационарной вибрационной диагностики, проведенной на территории депо специалистами «ЛокоТех-Сервиса».
Создание систем предиктивной диагностики крайне актуально, поскольку она позволяет прогнозировать и предупреждать отказы, не допускать неплановых ремонтов.
По данным Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) ОАО «РЖД», в 2022 году по локомотивному комплексу было допущено более 50 тыс. отказов технических средств (1, 2, 3 категорий). Отказы технических средств ведут к неплановым ремонтам, снятию локомотивов с линии, что ставит под угрозу выполнение перевозочных заданий.
Как отмечал ранее замдиректора ПКБ ЦТ Геннадий Слонков, число неплановых ремонтов (НР) остается достаточно высоким, несмотря на снижение в 2022 году в абсолютных значениях на 13,9% по сравнению с 2019-м. Более 60% электровозов (от общего количества отремонтированных в 2022 году) заходили на НР при пробеге менее 30 тыс. км, т. е. не доходили до ТР-1.
Непростая ситуация складывается в этом году. В I полугодии по локомотивной технике, обслуживаемой «ЛокоТех-Сервисом», отмечен рост неплановых ремонтов по отношению к аналогичному периоду 2022 года практически по всем сериям локомотивов, за исключением локомотивов 3ТЭ25К2М, ЭП2К, ЭП1М, ТЭП70БС, находящихся на обслуживании на основе контракта жизненного цикла (КЖЦ). При этом достигнуто снижение неплановых ремонтов во втором квартале 2023 года по отношению к первому, сообщил заместитель генерального директора ООО «ЛокоТех» по контролю качества эксплуатации подвижного состава Андрей Алдошин.