
Средний возраст российских речных танкеров составляет 49 лет
Возраст флота — ключевой индикатор его состояния. У 82% речных танкеров в активе солидная история, насчитывающая более 40 лет, хотя нормативный срок эксплуатации должен укладываться в 15 – 25 лет. Средний возраст судов составляет 49 лет, а некоторые единицы, такие как «Тайфун» (1956 г. п.) или «Петр Щетинкин» (1959 г. п.), давно перешагнули полувековой рубеж.
Сегодня в России насчитывается 341 речной танкер разных типов и разных годов постройки. Из них 277 судов превысили возраст в 40 лет — свыше 81%, то есть находятся в группе риска. И только 64 танкера были построены не раньше 1985 года. А если брать cуда, построенные уже в XXI веке, то их насчитывается всего 14 единиц.
Такие цифры не просто статистика – это серьезный повод для кардинальных решений, которые нужно принимать «сегодня», иначе «завтра» будет происходить все больше неприятных инцидентов с разливом нефтепродуктов, аналогичных тому, что случился с танкерами «Волгонефть» в Керченском проливе. Впрочем, старение флота является проблемой даже безотносительно повышенного риска аварий. Износ танкеров приводит к увеличению затрат на ремонт и обслуживание судов, которые уже давно выработали свой ресурс. Простои в доках, частые поломки и необходимость регулярно обновлять ЗИП – все это снижает эффективность логистики нефтепродуктов. В конечном итоге, это отражается на стоимости перевозок и, как следствие, на цене топлива для конечного потребителя.
Со своей стороны заметим, что рост затрат на ремонт и увеличение простоев в доках обостряет проблему управления процессами ТОиР, вызывает потребность в соответствующих инструментах анализа и управления, чтобы взять под контроль рост затрат и оптимизировать издержки.
Ситуация с морскими танкерами выглядит кардинально иным образом. На текущий момент их насчитывается в отечественном флоте 405 единиц. Из них 307 относятся к нефтеналивным судам, 76 единиц представляют собой химовозы, 14 штук – это баржи, 7 – нефтерудовозы и 1 судно предназначено для генеральных грузов.
Если брать суда старше 40 лет, то их насчитывается 138. Это порядка 34 процентов, по сравнению с речными танкерами разница колоссальная. В XXI веке было построено 188 танкеров, то есть примерно 46 процентов. Ненамного меньше половины от общего числа. Что особенно ценно, строились суда в этот период в основном на отечественных предприятиях, причем целыми танкерными сериями.
Средний возраст нашего морского танкерного флота сегодня составляет примерно 26 лет. Это вдвое превышает мировой средний возраст (на 2024 год – порядка 13 лет), но если сравнивать с речными танкерами, то этот параметр выглядит вполне терпимым.
Минтранс в феврале сообщил, что по поручению президента начинает массовые проверки судоходных компаний, эксплуатирующих танкерные суда. Причем проверки эти должны затронуть порядка 500 компаний – и те, что занимаются речными перевозками, и то, что морскими.