Завершены испытания материалов для оборудования АЭС

  • Posted by admin

Специалисты НПО "ЦНИИТМАШ" завершили комплекс исследований и испытаний материалов, применяемых при изготовлении элементов тепломеханического оборудования и трубопроводов АЭС.

Итоги исследования позволили получить данные о свойствах стали и сварных швов на десятки лет вперед в условиях длительного воздействия высоких температур.

«Впервые нами получены данные, которые позволяют прогнозировать этапы старения металла исследованного тепломеханического оборудования сроком до 60 лет. То есть стало возможным отслеживать реакции материалов оборудования и трубопроводов АЭС в зависимости от времени наработки в ходе эксплуатации. Благодаря выполненным исследованиям разработаны методические рекомендации по управлению старением элементов из сталей на разных этапах жизненного цикла атомных энергетических установок», – отметил заведующий лабораторией ультразвуковых методов исследований и метрологии НПО ЦНИИТМАШ Андрей Жуков.

В разработке общих рекомендаций по управлению старением элементов тепломеханического оборудования АЭС также приняли участие специалисты Научно-исследовательского института приборов (Научный дивизион «Росатома»). Они провели исследования и испытания оболочек кабелей для атомных станций. На основе полученных данных предложили оптимальную модель их использования с учетом рассчитанной вероятности пробоя изоляции в зависимости от степени разрушения материала.

Методология управления старением требуется в условиях продления срока службы действующих реакторов на 20–40 лет. Старение конструкций, систем и элементов (КСЭ) атомной станции увеличивает вероятность возникновения отказов. Управление старением АЭС организуется для того, чтобы эффекты старения не повлияли на способность КСЭ выполнять требуемые функции безопасности, а также для учета изменений, происходящих с течением времени и в процессе использования.

Системный подход к управлению старением включает в себя, в частности:

  • предотвращение и ослабление ожидаемых эффектов старения и действия механизмов деградации КСЭ за счет разработки специального эксплуатационного регламента;
  • своевременное обнаружение и характеризацию значимых эффектов старения и механизмов деградации путем инспекций и мониторинга конструкций и элементов, а также оценку наблюдаемых эффектов старения для определения типа и времени принятия всех необходимых корректирующих мер;
  • своевременную коррекцию эффектов старения конструкций и элементов, а также принятие дальнейших мер по предотвращению или ослаблению этих эффектов за счет технического обслуживания и конструктивных изменений, включая ремонт и замену конструкций и элементов.

Инструмент оценки зрелости технического обслуживания

  • Posted by admin

Датское общество технического обслуживания (Den Dansk Vedligeholdsforening, DDV) — это некоммерческая сеть, объединяющая специалистов в сфере технического обслуживания в Дании, насчитывающая около 1000 членов из более чем 350 организаций. Общество способствует обмену знаниями и сотрудничеству посредством конференций, семинаров и визитов на предприятия. Его миссия — помогать организациям оптимизировать свою деятельность за счёт эффективного технического обслуживания, позиционируя его как ключевой фактор долгосрочного успеха.

DDV разработало "DDV Analysis" — онлайн-инструмент для организаций, позволяющий оценить текущий уровень зрелости технического обслуживания. Полученный результат может быть использован для определения областей, требующих улучшения, и для разработки стратегии улучшения.

Шкала DDV Analysis включает пять уровней зрелости технического обслуживания:

  • плановое техническое обслуживание,
  • проактивное техническое обслуживание,
  • оптимизированная организация,
  • спроектированная надёжность,
  • превосходное техническое обслуживание.

Оценивание производится по 25 категориям, в каждой из которых имеется несколько утверждений (всего 128 утверждений). Для каждого утверждения необходимо выбрать значение от 1 до 5 с помощью кнопок под каждым утверждением. Наибольшее число, 5, указывает на то, что утверждение полностью выполнено. Если кто-то не удовлетворяет утверждению полностью или удовлетворяет в очень малой степени, то выбирается значение 1. Если кто-то может в какой-то степени согласиться с утверждением, то выбирается значение от 2 до 4.

Таким образом, инструмент не требует каких-либо данных, чтобы ответить на вопросы, но полностью основан на серии заявлений о техническом обслуживании, которые организация должна быть способна сделать немедленно. В целом, ответы на вопросы занимают около 30-60 минут. Инструмент бесплатен для всех, у кого есть желание им воспользоваться.

Каждому, кто отвечает на вопросы, отправляется файл с пирамидой уровней зрелости, построенной из 25 блоков на основании полученных ответов. Блоки пирамиды маркируются цветами в соответствии со степенью зрелости организации в данной категории - от красного (самого низкого) до зеленого (самого высокого). Ответы нескольких сотрудников одной организации могут быть полезны для проведения самооценки разными командами или отделами, имеющими своё восприятие в разных категориях оценки. Такая самооценка будет способствовать внутренним обсуждениям в организациях, помогая командам технического обслуживания выработать общее понимание и подход к решению проблем.

Цвета ячеек на каждом уровне говорят о степени соответствия организации данному уровню. Если в базовом (нижнем) уровне имеются красные ячейки, следует приложить усилия в этих областях. В то же время, не всем организациям нужны высокие баллы (зеленые ячейки) на верхних уровнях. Желаемое расположение в пирамиде зависит от целей и стратегии конкретной компании. Для продвижения по уровням пирамиды нужны инвестиции и ресурсы. Конкретной организации может быть достаточно получить хороший балл на нижних уровнях и, возможно, высокие баллы в определенных категориях, расположенных выше в пирамиде, если это имеет особое значение для соответствующей компании.

Новая спецификация компетентности аудитора управления активами

  • Posted by admin

Глобальный форум по техническому обслуживанию и управлению активами (GFMAM) опубликовал третье издание Спецификации компетентности аудитора системы управления активами по ISO 55001.

Стандарты серии ISO 55000 "Управление активами" были впервые опубликованы в январе 2014 года, а их последняя версия выпущена в июне 2024 года. В этих стандартах раскрывается общее представление, принципы и терминология управления активами, устанавливаются требования к системе управления активами. Однако, для эффективного управления требуется нечто большее, чем просто процессы и система менеджмента. Требуются квалифицированные специалисты, которые могут применять процессы сертификации и использовать их для создания ценности, к которой стремятся организации.

Признавая важную роль таких специалистов, GFMAM опубликовал документ, в котором указаны необходимые знания в области управления активами для тех, кто проводит аудит или оценку организаций в соответствии со стандартом ISO 55001. Эта спецификация помогает владельцам активов выявлять квалифицированных специалистов для проведения аудитов или оценок. Этот документ помогает и профессионалам соответствовать требованиям стандарта ISO 55001 при проведении аудитов или оценок. Он также играет ключевую роль в руководстве профессиональными организациями при сертификации таких специалистов. Важно отметить, что спецификация ориентирована исключительно на знания в области управления активами и не распространяется на навыки аудита или оценки.

Издание включает в себя:

  • Разграничение ролей аудитора и эксперта по оценке,
  • Обновленные требования к экспертам по оценке, приведенные в соответствие с новой версией ISO 55001,
  • Пересмотренные требования к экспертам по оценке, основанные на обновленном Ландшафте управления активами GFMAM.

Спецификация доступна для скачивания после регистрации.

Методика оценки надежности и приоритетности ТОиР в нефтедобыче

  • Posted by admin

Принятые в отрасли нефтедобычи системы технического обслуживания и ремонтов (планово-предупредительного ремонта и ремонта по текущему техническому состоянию) не могут в полной мере гарантировать поддержание и восстановление характеристик погружного электрооборудования (ПЭО) - электропогружных установок (ЭПУ) с погружными электродвигателями (ПЭД). Происходит непрерывное снижение величины наработки на отказ как нового оборудования, так и эксплуатируемого длительное время. На иллюстрации приводятся статистические данные по наработке на отказ ПЭД в Поволжском регионе разбивкой по годам эксплуатации. Как следствие, доля удельных затрат на ремонты в нефтяной отрасли уже почти в два раза превышает аналогичный показатель в смежных отраслях топливно-энергетического комплекса.

Уменьшение наработки на отказ ПЭД, несмотря на проведение ТОиР, как и рост финансовых затрат на ремонты, требует разработки комплекса новых технических и организационных решений для нефтяной отрасли. В этой связи в энергоснабжении нефтедобычи так же, как в электросетевых компаниях (ПАО «Россети»), в настоящее время получает все большее распространение новая концепция, направленная на повышение качества эксплуатации и технического обслуживания за счет перехода на риск-ориентированное управление. Она опирается на методологию комплексной оценки текущего технического состояния объектов с помощью интегральных показателей - индексов технического состояния (ИТС).

На сегодняшний день в нефтяной отрасли России представляется целесообразным использование методики, учитывающей ИТС и риски при планировании ТОиР ПЭО по аналогии с тем, как это производится для электрооборудования электросетевых компаний. Учёные Тольяттинского государственного университета (ТГУ) совместно с коллегами из Самарского государственного технического университета (СамГТУ) в своей статье предлагают методику определения индекса технического состояния (ИТС) для ПЭО нефтедобычи.

В соответствии с методикой определения ИТС ПЭО формируется ранжированный состав оборудования, упорядоченный по критерию уменьшения вероятности возникновения отказа по техническим причинам и возможных последствий, определяется вид воздействия на оборудование. Расчет ИТС осуществляется для следующих уровней:

  • объекта оборудования ПЭО (ЭЦН, ПЭД, питающий погружной кабель, силовой трансформатор и др.);
  • многокомпонентного объекта (ЭПУ);
  • комплекса объектов (парк ЭПУ).

Для определения уровня физического износа ПЭО используется выражение Износ = 1 – ИТС. Существенный недостаток существующей методики заключается в том, что алгоритм расчета остаточного ресурса построен на концепции постепенных отказов,  обусловленных естественными процессами старения и износа оборудования. Однако, кроме них в эксплуатации очень часто возникают внезапные отказы из-за воздействий нерасчетных нагрузок, резкопеременных режимов работы и критических факторов внешнего и внутреннего происхождения. Поэтому актуальны исследования, разработка и внедрение новых методов управления жизненными циклами ПЭО ПН для повышения их надежности и эффективности эксплуатации.

В статье предлагается методология определения и ранжирования надежности сложных энергетических объектов, основанная на ранговом подходе. Она позволяет идентифицировать наиболее ненадежные элементы ПЭО, произвести анализ и оценку факторов, характеризующих надежность и эффективность функционирования оборудования, сравнить и ранжировать параметры многокомпонентных систем, выполнить их оценку на основе анализа разнотипных признаков в виде расчетного коэффициента ранговой корреляции.

Основной результат здесь заключается в комплексной замене множества независимых признаков, характеризующих эксплуатационные параметры, надежность функционирования, экономичность, безопасность ПЭО одним интегральным показателем, адекватно и точно учитывающем свойства всех показателей системы.

Учет запасных частей для F-35 никуда не годится: потеряны миллионы

  • Posted by admin

Министерство обороны США и Lockheed потеряли более 1 миллиона запасных частей для F-35 за последние пять лет, на сумму не менее 85 миллионов долларов. Об этом говорится в отчете Счетной Палаты США (GAO).

Аудиторы заявили, что, поскольку у правительства нет собственной системы отслеживания этих запчастей, официальные лица могут не знать, сколько запчастей на самом деле находится в глобальном резерве, где они находятся или какова их общая стоимость. В результате "полное количество и стоимость этих [потерянных] запасных частей могут быть значительно выше", чем величина 1 миллион, определенная Lockheed Martin, говорится в документе.

Управление совместной программы Министерства обороны (DoD) F-35 не контролирует и не учитывает запасные части в своем глобальном резерве запасных частей, которые были приняты и получены правительством и находятся на объектах, не являющихся основными подрядчиками. Офис объединенной программы F-35 не отслеживает и не вводит эти запасные части в систему учета подотчетного имущества, которая позволила бы ему фиксировать и сохранять изменения в записях об имуществе в режиме реального времени.

Разногласия между офисами Министерства обороны и основным подрядчиком F-35, Lockheed Martin, по поводу того, как классифицировать недостающие детали, сдерживают усилия правительства по созданию собственной надежной системы для отслеживания деталей, говорится в отчете GAO.

Короче говоря, правительство не имеет сведений, правильно ли подрядчики управляют запасными частями, по словам аудиторов, которые отслеживали потери, начиная с 2018 года. Lockheed Martin не во всем согласна с аудиторами. Lockheed Martin заявила, что работает с Офисом совместной программы F-35 и Агентством по управлению оборонными контрактами, чтобы убедиться, что у них есть документация, необходимая для поддержки утилизации компонентов, которые персонал посчитал “избыточными, устаревшими или непригодными”.

По словам GAO, часть проблемы с отслеживанием запчастей связана с решением Пентагона десять лет назад изменить курс в отношении того, кому они принадлежат. Первоначально американские военные не собирались владеть этими деталями, но в 2012 году программа F-35 выпустила памятку, в которой говорилось, что они принадлежат правительству США до тех пор, пока не будут установлены на истребитель.

Но Пентагон не разработал план поддержания подотчетности в отношении этих запчастей и оборудования для F-35, отмечает GAO, поскольку Lockheed и Pratt продолжали нести за них ответственность и предоставлять данные о них.

Аудиторы также заявили, что подавляющее большинство потерянных деталей для F-35 не рассматриваются в судебном порядке для рассмотрения обстоятельств их потери, выяснения, было ли правительство или подрядчик ответственны за это, и выявления коренных причин, приведших к пропаже детали.

Запасные части для F-35 в настоящее время отслеживаются через негосударственную систему, которую GAO назвал "уникальной" системой управления запасными частями. Все участники программы по всему миру имеют доступ к глобальному пулу запасных частей — от двигателей, шин, шасси и вспомогательного оборудования до болтов и шурупов, — которыми владеет Министерство обороны, пока деталь не будет установлена на истребитель. Однако ведется работа с промышленностью над переносом данных в правительственную систему.

Самолет F-35 Lightning II является самой дорогостоящей системой вооружения Министерства обороны США в истории. Общие затраты на протяжении жизненного цикла программы оцениваются более чем в 1,7 трлн долларов. Цепочка поставок F-35 имеет уникальный дизайн. Вместо того чтобы владеть запасными частями для своих самолетов, участники программы совместно используют общий глобальный пул запасных частей, которым владеет Министерство обороны США и которым управляют основные подрядчики. Эти запасные части хранятся на более чем 50 отечественных и международных объектах, не являющихся основными подрядчиками.