В статье дается краткое введение в методологию RCM (Reliability Centered Maintenance), которая в отечественных нормативно-технических документах получила название надежностно-ориентированное техническое обслуживание. Кратко описаны принципы RCM. В основной части представлена отечественная специфика и критика мифов и заблуждений об RCM.
В 2018 году исполнилось 40 лет с тех пор, как Стэнли Ноулан и Говард Хип в своем основополагающем исследовании представили методологию RCM (Reliability-Centered Maintenance). В России она также известна как надежностно-ориентированное техническое обслуживание. Для лучшего понимания идей RCM полезно напомнить основные этапы развития этой методологии, и определить ее место в рамках современной концепции управления физическими активами.
В статье дается краткий экскурс в историю развития стратегий технического обслуживания, начиная с «эксплуатации до отказа». Исторический обзор закономерно завершается методологией комплексного применения раличных стратегий технического обслуживания и ремонта, которая называется RCM. Далее буквально «на пальцах» разъясняются представления о том, на каких принципах должно строиться техническое обслуживания.
В 2015 году вступили в силу национальные стандарты России в области управления активами серии ГОСТ Р 55.0.00. Стандарты разработаны НПП СпецТек, внесены Техническим комитетом по стандартизации № 86 (ТК86). В стандартах в явном виде отсутствуют требования к компетенции персонала, управляющего активами, мем не менее, они вытекают из содержания стандартов. Этим требованиями посвящена статья НПП СпецТек в журнале «Главный инженер».
Более 130 специалистов ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» прошли подготовку на курсах НПП СпецТек «Методы управления надежностью». Специалисты верхнего уровня получат сертификаты менеджеров по надежности оборудования.