Фонарик в двигателе F-35 нанес ущерб в 4 миллиона долларов
Во время процедуры холостого хода группа из трех специалистов по техническому обслуживанию без проблем запустила двигатель F-35, а затем провела типичные проверки, включая пятиминутную работу на холостом ходу для выявления утечек топлива.
И только когда они выключили двигатель, что-то показалось неладным. Во время отключения один из специалистов по обслуживанию заметил «ненормальные шумы». Оказалось, что предмет — ручной фонарик — был затянут в двигатель, поскольку он был оставлен на кромке воздухозаборника двигателя одним из техников при проведении технического обслуживания. Причиной аварии стало невыполнение задач контрольного списка по инвентаризации применяемого инструмента после каждой операции. Эти задачи были выполнены одним из ремонтников, но после этого другой специалист воспользовался фонариком.
В результате был причинен ущерб на сумму около 4 миллионов долларов: повреждены ротор второй ступени, ротор третьей ступени, винт пятой ступени, ротор шестой ступени, топливное сопло, перепускной канал, компрессор высокого давления, турбина высокого давления и входная регулируемая лопасть вентилятора.
Еще одним фактором, приведшим к аварии, стали проблемы с логистической системой ALIS. Система имеет проблемы с подключением в реальном времени. В результате трудности доступа к контрольным спискам вызывают самоуспокоенность пользователей, которые ссылаются на необходимость выполнения процедур обслуживания.